«Смерть Сталина». Современная сатира в кино - комикс плюс история
Британско-французский политико-сатирическая комедия 2017 года режиссера Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» повествует о последних днях жизни советского вождя, об его окружении, о царивших в те годы нравах и порядках среди номенклатурной элиты.
Форма осмеяния
Сатира здесь выполняет такую же роль, что и насмешка, и родственные ей формы осмеяния. Смеяться над некогда грозными лидерами советской империи - задача непростая, и режиссер Армандо Ианнуччи с ней справился.
Сарказм, издевка в кино - приемы, которыми воспользовались создатели ленты - относятся к тем формам осмеяния, которые невозможно назвать юмором в собственном смысле этого слова. В фильме шутка и ирония, лежащие на грани юмора, вызывают эффект комического, но подчас и они как явление эстетическое оказываются вне рамок комизма. (Кстати в практической жизни весьма трудно бывает провести грань между комическими и внекомическими формами осмеяния.)
Принципиальным моментом в реализации «Смерти Сталина» видится решение неожиданно возникшей задачи: показать страшное так, чтобы не было страшно, а было смешно. Однако нет смеха без удивления, а удивления вне познавательной сферы. Источником удивления и как вторичного явления — смеха — здесь видится демонстрация верхушки власти в виде обычных людей: порой жалких, иногда глупых.
Постичь эпоху, показанную в фильме, невозможно без эмоционального переживания.
Мы мыслим в такую минуту не мозгом (как это делаем обычно), но всем нашим эмоциональным строем. Мы мыслим телом, как мыслит ребенок. Или, можно еще сказать, мы мыслим музыкально: ведь музыкант, чтоб уловить фальшивую ноту, не пересчитывает колебаний воздуха.
К формам сложного, насыщенного рефлексией комизма в фильме «Смерть Сталина» относятся, несомненно, игра слов, афоризм, парадокс.
Литературная основа фильма
Есть такое понятие: писательский долг. Этот долг вроде общий для всех, кто сделал свою жизнь профессией рассказывать людям о жизни и смерти других людей. И все же каждый писатель понимает свой долг по-разному. Графический роман (комикс) французских писателей Фабьена Нури и Тьерри Робена был положен в основу сценария фильма. Авторы видели свой долг в том, чтобы находить и вскрывать отрицательные явления нашей жизни, не развенчав которые, не одолев трудно, а порой и невозможно — они в этом уверены — двигаться вперед.
Берия в фильме погибает. Трагический факт. Но под пером авторов комикса он становится фактом оптимистическим.
Создатели фильма по этим комиксам сделали самое трудное — властно повели зрителей за собой. Они раскрыли перед нами душу этих людей, их психологию, сложный жизненный опыт, нравственную особенности. И что особенно важно, раскрыли их как существующие, имеющие влияние на сегодняшний день. Комиксы о прошлом тяжелом времени репрессий и самых мерзостных качеств обычных людей актуален и сегодня. Этому свидетельствует огромная популярность, обрушившаяся на экранизацию сатирических произведений французских писателей.
Считается, что на создание комиксов, а затем фильма писателей и режиссера вдохновил умный и саркастичный антивоенный гротеск Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил водородную бомбу». Как и у Кубрика, в центре событий в «Смерти Сталина» стоит политический маньяк, превративший страну в ГУЛАГ. Как будто бы актуально! На самом же деле маньяк этот здесь нужен только для того, чтобы перипетии борьбы за власть после его смерти позволили с полным разворотом показать каскад самых низменных человеческих качеств.
Лик страны
То страшное время невозможно показать без юмора. Лик послевоенной страны, холодный и страшный, дышит жутью, отвращает от нее сознание и чувства без вмешательства прямого осуждения. Гротескная символика призвана тут выполнить эту функцию - осудить смехом и иронией, показать чудовищную систему и ее апологетов смешными и жалкими.
Запрет показа фильма
Реакция россиян на фильм была неоднозначной. Немногие смогли посмотреть эту ленту в кинотеатрах. Прокатное удостоверение картина не получила, Минкульт фактически запретил показ «Смерти Сталина» в России.
...В старой сказке Андерсена любопытный ученый, заинтригованный таинственностью соседнего дома, отправляет туда свою тень. И она оказывается в каморке персонажа Поэзия, долго не решаясь выйти из темного угла, потому что свет для нее смертелен. Она подсмотрела там кое-что, но употребила то, чему успела научиться, во зло, став шантажисткой. Тень узнала все пороки человека, и сама эта мистическая сущность стала пороком.
Запрет показа фильма «Смерть Сталина» не есть прямая аналогия с этой сказочной историей. Хочется верить, что подлинное искусство сумеет постоять за себя лучше, чем добряк ученый, которого в конце концов казнили по приказу его тени. Тень Сталина легла на Минкульт России. И несомненно, что тень сейчас захватывает все больше и больше власти. Материализовавшись, она сделалась развязной и нахальной. Однако от главного своего качества — быть только искаженным отражением — ей избавиться не удается. Впрочем, она к этому и не стремится. Сегодня тень пытается запретить людям смотреть хорошие фильмы. Но сделать этого не получится.