Когда граница снизойдет на нет


Взгляд из прекрасного далёка

О, дивный, новый мир!
Возможно когда-то данная фраза вселяла в людей надежду на близкое и светлое будущее, но, будучи произнесена, она не могла нести в себе ничего кроме издевки и обоснованной злобы накопленных в период так называемого Интербеллума и жутких послевоенных лет.

К чему я это вспомнил?
К тому, что, ровно как и сто с лишним лет назад, мы продолжаем грезить о том, не наступившем тогда, но обязательно поджидающем нас за поворотом грядущем солнечном дне.
Кто-то видел такое будущее в развале биполярной системы (для чего была даже придумана отдельная наука – советология), но не в особо обозримом будущем.
К чему это в итоге привело? – Тысячи никому не нужных специалистов, которые пытались изучать государство, которого больше не было на карте. На мой взгляд – хороший пример ироничной судьбы большинства современных футурологов.

Однако, этот текст не совсем об этом.
Сегодня мы поговорим о комиксе, который своим сюжетом затронул то желаемое завтра, но не в привычном для киберпанка стиле – через неон, грязь и андроидов, которых браво душит в подворотнях Рик Декард, нет. Уоррен Эллис поступил чуть изящней, всего лишь гиперболизировав основные черты так называемого zeitgeist – духа времени.

Автор собственной персоной
Уоррен Эллис просто написал во многом знаковую вещь под названием «Трансметрополитан».
Заниматься пересказом сюжетных перипетий в рамках статьи видится мне делом неблагодарным, так что продемонстрируем в нескольких абзацах лишь основные, важные черты.

Главный герой (которого, почти также как и в комиксе, расхватали на цитаты, сувениры и косплеи) – журналист, наркоман и в принципе асоциальный тип по имени Спайдер Иерусалим, одержимый поиском Правды, которая в его понимании иногда предстает в совершенно удивительном свете, хотя очень родственной воззрениям прототипа персонажа — Хантера Томпсона.

Желая избавиться от лишней славы, фанатов и спрятаться от журналистики, а в особенности – политической (как я его понимаю) забирается на гору недалеко от Города, дальнейшего места развития сюжета, пока некий человек не напоминает ему что контракт, по которому Спайдер получил гонорар авансом и который вальяжно прокутил, обязывал последнего написать три книги, две из которых издательство все еще ждет.
Собственно с этих событий и начинается феерия сюжета, который растянется в последствии на 60 выпусков.

За это время вышеупомянутый товарищ обретет старые контакты, вдоволь отомстит врагам из прошлого «кишковоротом» и обзаведется «мерзкими ассистентками», одна из которых будет постоянно отрицать очевидные вещи, чем завоюет зрительские симпатии автора статьи.
Но что самое главное – Спайдер разовьется в персонажа шире той мэрисьюшной, дикой картонки, которой на все плевать.

Однако речь здесь не об этом.
Как было сказано в самом комиксе : «Прошлое стоит на пороге настоящего. Оттолкните его и проложите путь для прямо-б**дь-сейчас <…> Прошлое не имеет значения, а будущее возможно никогда не настанет».

Так вот – я прокладываю это «сейчас».

Если говорить о комиксе как произведении искусства (не будем вдаваться в долгий и болезненный спор искусствоведов на эту тему), то в рамках этой серии он полностью выполняет заложенную в него культурную функцию.
Почему?
Если отвечать на этот вопрос, то стоит сделать это фразой персонажа из книги П. З. Брайт, которую я много позже приватизировал как основной девиз своей маленькой группы : «Искусство не зеркало, а молоток».
И если отбрасывать всю ширму Трансметрополитана из черного юмора, мата и нецензурщины, то можно обнаружить крайне интересное наполнение.

Когда недавно ожив открываешь дверь и обнаруживая «крайне интересное наполнение» впадаешь в шок от «светлого» будущего
Целый спектр остросоциальных тем, которые несомненно должны быть важны для каждого гражданина и общества в целом.

Да, мистер Эллис подает их намеренно гротескно, будто пытаясь нащупать где же у сердобольного читателя произойдет приступ отвращения к его работе.

Улыбчивый и Зверь соответственно
Хотите кривое зеркало на политику со всей этой чехардой рейтингов? – Окей, ловите дуэт Улыбчивого и Зверя во время президентской кампании.
Хотите посмотреть как работают современные правые популисты? Кушайте, не подавитесь.

А не желаете ли отведать жесткую и прямолинейную сатиру на СМИ, на проблемы этики и морали (Long Pig с выращиванием и пожиранием людей, восставших, которые пытались дожить до будущего чтобы излечить свои болезни), не желаете ли взглянуть на проблему джентрификации и ее сиамского близнеца геттоизации, на детскую проституцию, на превышение полномочий власть имущими? Без вопросов, все это Уоррен Эллис выплеснет наваристыми плевками яда Вам в лицо через Спайдера Иерусалима на страницах этого комикса. И даже оттянется вдоволь на вашем самомнении, ткнув тем что каждый из живущих либо максимально избегает ответственности за принятые решения, либо радостно поддерживает то, что модно в толпе. Спираль молчания в чистом виде, господа.

Но что самое главное – он сможет утереть нос, предварительно его разбив, и таким самым умным правдорубам, каким кажется читателю изначальный Иерусалим. И сделает это изящно.

Готовя эту статью я прочитал что Трансметрополитан перестал быть актуальным и был прорывом для своего времени. Возможно это правда, но лично для меня Трансметрополитан не стал менее актуален, несмотря на то что с последней публикации прошло 18 лет.
Возможно он кажется кому-то менее прорывным лишь по причине того, что мы уже стали жителями Города, которых нам показывал Эллис 18 лет назад :
черствыми, безразличными и живущими лишь одним мгновением.

На этом мне хотелось бы закончить свой рассказ и передать Вам слово.

Оставайтесь холодны и культурны,
Ваш СпайдерГерн

комиксыобществотворчествоvox-populiжизнь
10
0.141 GOLOS
0
В избранное
Герн
Авторский блог (новая ветвь сообщества Black Flock).
10
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые