Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
kinoshka
6 лет назад

«Зеленая женщина» Питера Страуба

Питер Страуб – еще один переоцененный американский писатель, который за свою продолжительную карьеру выдал всего с пяток дельных романов, два из которых написаны в соавторстве со Стивеном Кингом. Три остальных относятся к циклу «Голубая роза», но второй из них – «Тайна» – представляет ценность лишь в связке с «Глоткой», третьей книгой серии, являясь, по сути, большим и занудным знакомством с одним из персонажей. Зато «Глотка» получилась уж очень хороша, принеся Страубу его первую премию Брэма Стокера, что я считаю большим достижением для любого автора, работающего в жанре хоррора. Графический роман «Зеленая женщина», о котором я сегодня расскажу, является своеобразным эпилогом всей трилогии «Голубая роза», или, может быть, постскриптумом – с какой стороны посмотреть.

Постаревший и уставший серийный убийца Филдинг Бандольер по-прежнему живет во власти видений своего прошлого и во власти Зла, толкающего его на все новые и новые убийства. И хотя он пытается с собой бороться, никаких шансов одержать верх над тьмой своей души у него нет. Тем более, что дело не только в ней. И все чаще он задается вопросами, для чего и зачем он совершал свои преступления, но найти ответов ему не суждено. Впрочем, очень скоро ему придется столкнуться сразу с двумя врагами, способными немного расшевелить то унылое болото, в которое превратилась его жизнь. Один из них – молодой конкурент, полный сил и энтузиазма перехватить титул «самого опасного серийного убийцы Америки» у выдыхающегося старичка. Второй – нью-йоркский детектив Боб Стил, всю жизнь проживший в тени собственного имени, данного ему отцом в честь известного кинематографического героя. За годы работы в полиции Боб так и не совершил ничего героического, но, возможно, напав на след сразу двух чудовищ в человеческом обличье, ему наконец-то представится такой шанс. Или нет.

Роман «Зеленая женщина», чье название отсылает к одноименному бару, скрывающему немало страшных тайн, и в котором Филдинг проводит все свое свободное от убийств время, можно назвать квинтэссенцией хоррор-нуара, если такое словосочетание вообще имеет право на жизнь. Вряд ли ошибусь слишком сильно, если скажу, что примерно треть всего объема комикса занимают различные рефлексии его персонажей, их переживания, мысли, надежды и страхи, поданные в тоскливо меланхоличном ключе. Даже секс здесь пропитан горечью и безнадегой, что на контрасте погружает в апатию не только главных героев произведения, но и самого читателя, и это невероятно круто сказывается на атмосфере.

Атмосфере, усиленно поддерживаемой графикой, и я, вопреки своей же привычке говорить о ней в самом конце, выскажусь уже сейчас. Отрисовал «Зеленую женщину» Джон Болтон, признанный художник с одним из самых узнаваемых стилей в индустрии, маниакально придерживающийся реализма в своих работах. Даже если вам не слишком интересны комиксы как таковые, я советую ознакомиться с иллюстрациями самого Болтона – не пожалеете. Так вот, в данном графическом романе графика – еще один инструмент повествования, и местами куда более мощный, чем диалоги и монологи персонажей. Дело в том, что художник решил не лепить из головы, а позвал на «роль» Филдинга Бандольера своего давнего друга – актера Питера Капальди, которого вы, возможно, знаете как Двенадцатого Доктора Кто, и это было гениальным решением. Капальди дал Болтону столько материала, а его Филдинг получился настолько живым и эмоциональным, что некоторые панели без текста говорят о состоянии антигероя больше, чем все его слова вместе взятые. И пусть Болтон не утруждал себя бэкграундами, не слишком заморачивался на детализации окружения, но во всем, что касается людей, он прыгнул выше головы. А для романа, который рассказывает в первую очередь о людях, это достижение сложно переоценить.

Но вернемся к сюжету. Он однозначно неплох, по крайней мере во всем, что касается противостояния Бандольера и Стила. Несмотря на то, что лично они встретятся лишь однажды, и эта встреча займет всего одну страницу, напряжение между героями, связывающее их незримой нитью, чувствуется уже с самого начала. Создается оно благодаря максимальному противопоставлению двух персонажей друг другу как с точки зрения их личностей, так и мотиваций. Прием, бесспорно, не первой свежести, но его отлично дополняет характер расследования, которое ведет Стил, его склонность к саморазрушению, первые намеки на алкоголизм и т.д., а усердное самокопание Филдинга, который, словно ломая четвертую стену, обращается напрямую к читателю, служит вишенкой на торте.

Если говорить о «Зеленой женщине» исключительно как о детективе, то в ней, признаю, ничего выдающегося нет. Кейс довольно обычный для романов о серийных убийцах, и в отрыве от личности антагониста не представляет из себя особого интереса. Мистическая составляющая выполнена куда лучше, хотя под конец ее представляют слишком быстро и скомкано. Такое ощущение, что Страуба поджимали то ли сроки, то ли он грозился выйти за оговоренный объем романа, но факт остается фактом: предфинальный твист не закрывает одну из сюжетных линий, а буквально схлопывает ее, оставляя читателя в легком недоумении. Это же, кстати, касается и сюжетной линии «молодого конкурента» Филдинга, нужного истории лишь для одного-единственного события, так что все многозначительные заигрывания с ней выглядят несколько странно.

Впрочем, если подходить к вопросу объективно, то вырисовывается следующая картина: сюжет «Зеленой женщины», который двигает историю вперед – к моменту встречи двух главных героев – выполнен на уровне, но далеко не выдающийся. Другое дело, что он дополняется нереально крутой атмосферой, которую, я не побоюсь этого клише, можно резать ножом, настолько она густая. И вот ради этой атмосферы графический роман Питера Страуба достоин прочтения. Но с одной оговоркой: есть ненулевая вероятность, что без знакомства с трилогией «Голубой розы» это будет не так интересно.

«Зеленая женщина» – детективный хоррор, цепляющий не своим кейсом о серийных убийцах, не своим хоррором, которого в нем, если говорить начистоту, не так уж и много, а прежде всего невероятной атмосферой, пронизывающей все полторы сотни страниц романа.

80/100

Спасибо за внимание.

Подпишись или гори: @kinoshka

Изображения: Vertigo.

0
60.305 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые