Стихийные стихи. Занятие первое. Теория формы стихотворения - 2
Рифмы принято классифицировать так:
1. По расположению ударения.
А) Мужская рифма: ударение ставим на последнем слоге (слово мужчины - последнее в семье! :) )
Когда меня ты позовЁшь...
Когда уже? Ядрёна вОшь!
Б) Женская рифма: ударение ставим на предпоследнем слоге (замужем за мУжем :) )
Найди меня, любИмый!
Я жду тебя, родИмый!
В) Дактилическая рифма: третий слог с конца (П - ПредусмотрИтельность :) )
Приходили в гости Ёжики,
Пили чай, жевали кОржики.
Г) А есть еще гипердаликтическая (гусары, попрошу!) рифма: четвертый слог с конца (гипердальктический привет: четыре сбоку, ваших - нет!)
Идет гусар, прихрАмывает,
Скакать уже облАмывает.
Самые внимательные заметили, что я, в угоду размеру, подломил выше гласную букву "и" в слове гипердаликтический, заменив согласным (на все) мягким знаком.
Еще хочу обратить ваше внимание, что ударение - парное дело. Если в одной строке ударение стоит на первом слоге, а в другой - на втором, то эта пара распадется.
Пример:
По стеклу гуляет мОшка,
Мяч в углу гоняет кОшка.
Заменим мирную мОшку среднерусской возвышенности на свирепую сибирскую мошкУ.
По стеклу гуляет мошкА,
Мяч в углу гоняет кошкА.
Пришлось кошку переударить, чтобы пара держалась. Но это не звучит. Иногда приходится менять мошкУ или кОшку, иногда - переписывать всю пару.
Причем, заметили, как постановка ударения меняет музыку пары? Размерность та же, а звучит уже по-другому, более плавно.
Еще лайфхак: рифмы бывают внутренними. Заметьте, как я напичкал пару рифмами: стеклу-в углу, гуляет - гоняет, мошка - кошка.
Внешняя обычно главная, но можно закручивать всякие перекрестные сложные штуки...
**2. По фонетическому созвучию.
А) Точные рифмы:
Как прекрасно на дворе
В этом снежном декабре!
Б) Неточные рифмы:
Прилетели к нам жар-птицы,
Слава богу, что не крысы.
Бывает еще менее точные, но что-то мне это так тяжело дается :) Набил руку уже :)
3. По принадлежности к части речи.
А) Однородные рифмы:
Помните наши существительные: кошки-мошки?
Б) Разнородные рифмы:
Снова мяч катает кошка,
Подустала бы немножко!
Понятно, думаю всем.
В) Составные рифмы:
Эй, товарищ, ты постой-ка!
Где у вас тут будет стройка?
Добавилась служебная часть речи.
4. По лексическим признакам.
А) Тавтология:
Мы с тобой пришли в кино,
Чтобы посмотреть кино.
Кошмар и вырвиглаз!
Правильно используется только мастерами, причем редко.
Б) Омонимическая пара:
Выхожу я на косу,
Выношу свою косу.
Как звучит, так и пишется одинаково, но значения слов разные.
В) Каламбурная пара:
Ты узнала бы Агата,
Может ты уже богата.
Похоже на омонимическую, игра близких по написанию и звучанию слов.
Г) Паронимическая пара:
Что-то типа пар: балета-валета.
5. По фонетическому богатству:
А) Богатые рифмы:
Я поставил всем зАдачу:
Завтра выехать нА дачу.
Видите выделенные предударные гласные? Они тоже совпадают.
Б) Бедные рифмы:
Сегодня сходили в кино,
И мысли теперь далеко.
Рифма только в гласной букве, сами рифмуемые слова не созвучны.
6. По степени новизны:
А) Банальные рифмы:
Мама-рама, любовь-морковь...
Все, что первым делом приходит в голову неофиту.
Б) Оригинальные рифмы:
Найти их - домашнее задание))))
Ну и есть еще всякие дополнительные типы рифм, если хотите, можете поискать.
ЗАДАНИЕ: Берем свое первое стихотворение. Ищем все рифмованные пары. Классифицируем их. Создаем новые пары, улучшаем, эксперементируем. Результаты записываем.
Завтра до 19.00 Пишите комментарии к этому посту. В каждом комментарии должно быть: первый стих, пробный, его улучшенная версия (можно не одну), три четверостишия с предыдущего задания.
Друзья мои! Прошу репоста.
Репост - ведь это очень просто.
Нажал на кнопку и помог.
И чувствуешь себя, как бог!
Подписаться на меня - ЗДЕСЬ
картинки отсюда