Театральная культура
Актёрство — это, пожалуй, самая древняя профессия после первых двух всем давно известных — проституции и журналистики. Актёрство всегда считалось чем-то прокажённым. Было время, когда актёров даже хоронили за оградой кладбища, там где, как правило, хоронили самоубийц и преступников. Отношение к этому роду занятий всегда было осуждающее. Хотя при этом никто не чурался посещать театр и смотреть представление.
Кстати, представление — это то, что демонстрируют в цирке, показ — то, что показывают в кинотеатрах или на подиуме, а в театре — дают спектакли. Именно дают. Дают новые знания, новые понятия, новое восприятие, новое веяние в разных направлениях театрального искусства. Это сейчас этих направлений огромное количество, а когда-то театр ограничивался драмой и балетом. Последнее было настолько примитивно, что иначе как «танцулькой» не назовёшь.
А началось всё театральное с Древней Греции. Там устраивались шествия в масках и таким образом рассказывались мифы о богах. Потом стали сочинять пьесы, в основном трагедии и драмы. Для показа этих пьес строились специальные амфитеатры, где размещалось приличное количество людей. Спектакли тогда могли длиться часами, если не сутками и потому зритель мог встать и уйти, а потом снова вернуться. Актёры играли стоя и одетыми в хитоны, а на лице были маски. Вскоре появилась и комедия. Всё тоже самое, только текст более весёлый и даже остроумный.
Менялось время, менялись и актёры. Были бродячие артисты, которые могли делать фактически всё. Стали выявляться амплуа: комик, трагик, травести, кавалеров и роковых дам. Ну, в общем, всё начинало с каждым веком обновляться и меняться. Но бывало и так, что некоторые пьесы писались на определённую труппу, и исполнялось только ею. Так было во времена Шекспира, который, кстати, все свои пьесы писал для своего же театра «Глобус» и мало того, он сам же играл некоторые роли. Но что самое интересное, после его смерти о его же пьесах просто напросто забыли. Они всплыли почти век спустя. Его снова прочли, переосмыслили и стали снова играть на сцене, но только практически во всех театрах Англии, а потом уже и во всём мире.
Но вот что странно. Смотрите, во Франции был Мольер, в Англии — Шекспир, в Испании — Лопе де Вега, в Германии — много позже блеснул Шиллер. А что же в России? У нас увы, не было драматурга столь масштабного как выше перечисленные. Зато у нас был самоучка-театрал, который впервые в России создал профессиональный театр — Фёдор Волков. Его театр существует до сих пор и носит его имя. Правда, с большой натяжкой можно назвать драматургом Пушкина и то лишь потому, что он написал свои «Маленькие трагедии». Хотя… Вот же, Островский. Да, он, правда, появился гораздо позже, но ведь писал он о российских буднях, а вслед за ним появился Чехов. Вот на этом пожалуй и завершился век русских драматургов.
Театральная культура — это особый мир, особая аура, особое влияние на человека и делающего его другим. Театр — это то место, где человек перестаёт принадлежать себе. Ведь недаром те кто играют на сцене, свою работу называют службой. Они служат для человека во имя своей римской богине и покровительнице Мельпомене. Времена меняются и вот уже давно проявлено уважение к этой профессии и уже не зазорно быть артистом. Появилась опера, где заблистали Карузо, Шаляпин, Лемешев и многие другие. Стал мощно развиваться балет, особенно русский и в этом огромная заслуга великой русской балерины Анны Павловой. Стал развиваться цирк, уйдя от уличного Шапито в дом с манежем и круговым амфитеатром.
И конечно же театр, который менялся со временем. Где-то в лучшую сторону, где-то в худшую. Но, не смотря ни на что, он остался верен себе — удивлять, поражать, заставлять думать, плакать, смеяться… Вот потому это искусство не умрёт никогда, оно будет жить пока жив человек со своими страстями.