Аврелий Августин (Блаженный)

 Аврелий Августин, известный также как Блаженный Августин (13 ноября 354 г. – 28 августа 430 г.) был одним из Отцов Церкви в христианстве, который сыграл значительную роль в развитии католической, православной и лютеранской церквей. В своих трактатах он сформулировал важнейшие понятия первородного греха и справедливой войны. В католичестве и англиканстве его признают Учителем Церкви и покровителем Августинского религиозного ордена, члены которого живут в соответствии с «Уставом Святого Августина».  Многие протестанты, в особенности кальвинисты, считают его вдохновителем антропологической стороны реформационного учения протестантизма. В православии Августин один из наиболее почитаемых святых, его день отмечается ежегодно 15 июня, хотя некоторые считают его еретиком, прежде всего из-за его учения о Троице, позднее ставшее известным как добавление Филиокве в Символ веры. 

Как уже было сказано, Августин известен как один из величайших богословов западного христианства. Он был рожден в Северной Африке, примерно в 45 милях к югу от Средиземного моря, в городе Тагасте в Нумидии (сегодня это Сук-Ахрас в Алжире), неподалеку от древнего Карфагена (современный Тунис). Его мать, Монника, была христианкой, а отец долгие годы оставался язычником, хотя перед смертью все же принял христианство. После рождения Августина его мать дала клятву воспитывать его как христианина, что в некоторой степени пробудило интерес тогда еще юного Августина к Христу. Однако в краткосрочной перспективе его гораздо сильнее привлекали вопросы сексуального характера, а также славы и гордости за свой выдающийся ум. Уже в восемнадцатилетнем возрасте у него была возлюбленная, которая родила ему сына. У них были долгие крепкие отношения, в которых оба сохраняли необыкновенную, даже по меркам того времени, верность. Пожалуй, нам, современным читателям, никогда не понять, почему Августин так и не женился на своей возлюбленной. Он никогда не поднимал эту тему в своих сочинениях, поэтому нам остается лишь строить догадки. Вполне может быть, что она была освобожденной женщиной, но, согласно закону, брак между свободным римским гражданином и рабыней (или бывшей рабыней) был невозможен. 

С первых дней учебы Августин показал себя выдающимся учеником, обладающим живым пытливым умом и стремящимся понять, как устроен мир вокруг него. К сожалению, он так и не сумел выучить греческий язык – как делился затем Августин в своих мемуарах, его учитель по греческому был беспринципно жестоким человеком, который регулярно бил своих учеников, что в итоге вызвало протест самого Августина и отбило у него всякий интерес к этому языку. Когда же он осознал, что знания греческого ему необходимы, было уже слишком поздно. Совсем иначе сложились его отношения с латынью: он стал признанным мастером, мастерски владеющим латинским языком как для красноречивого выражения своих мыслей, так и для аргументированного спора в защиту своих позиций. В какой-то момент своей жизни Августин преподавал риторику в Карфагене, однако это дело не приносило ему удовольствия и, наконец, он решает оставить Африку и искать свое призвание в Риме. 

Там ему удалось сделать блестящую карьеру. Он быстро получил звание главного профессора по риторике в Милане, столице Западной Империи. Следует отметить, что это было поистине престижное назначение! В ту эпоху крайне важно было уметь грамотно и красноречиво выражать свои мысли, поскольку это могло не только повлиять на общественное развитие и жизнь внутри государства, но также сама жизнь человека нередко зависела от этого умения. Таким образом, именно риторика стала тем искусством, изучением которого совершенно невозможно было пренебрегать. (Вспомните, что случилось с бедным Сократом, не желавшим принимать эту простую истину!)  

В Милане Августин встречает епископа Амвросия и поражается тем, насколько разумны его доводы в пользу разума и веры, соединенные с остротой мысли и целостности всего его мировосприятия. Никогда ранее Августин не встречал ни одной религии, которая бы столь подходила для жизни философа. 

Он продолжал свои встречи с епископом, главным образом потому, что тот давал ответы на многие вопросы, не дающие Августину покоя долгие годы. Кроме того, сама личность Амвросия восхищала его, и он верил, что сама рука Господа коснулась его сердца и обратила в христианство. Августин был крещен Амвросием в 386 году. Спустя 12 лет, в 398 году, он расскажет о своей жизни и обращении в христианскую веру в своей известной «Исповеди». Многие считают этот труд автобиографией Августина, однако Исповедь следует рассматривать скорее, как стремление выразить свое покаяние и благодарение Богу и всему христианскому миру. 

После крещения, в 387 году, Августин решает вернуться на родину в Африку, где его назначают священником в 391 году и епископом Гиппонский в 396 году. Во время поездки в город Гиппон он посетил местную церковь и во время проповеди один из епископов, без предупреждения, произнес: 

«Эта конгрегация нуждается в большем количестве священников, и я полагаю, что рукоположение Августина будет во славу Господа». 

Таким образом, Августин был назначен пресвитером, а уже через год – викарным епископом. Умер Августин 28 августа 430 года во время осады Гиппона вандалами. Считается, что он вдохновлял людей на активное сопротивление. Это объяснялось отчасти тем, что вандалы были представителями арианской ереси, против которой боролась католическая церковь.  

После завоевания города вандалы уничтожили все, что хранилось в нем, кроме церкви Августина и библиотеки. Согласно преданию, останки святого были перевезены его последователями в Павию в церковь св. Петра, где они хранились вплоть да середины XIX века, когда с согласия Папы, они были возвращены в Алжир. 

Августин известен и как автор большого числа богословских работ.

«По подсчётам самого Августина, до 427 г. он написал 93 трактата общим объёмом в 232 книги, не считая огромного количества писем и проповедей». (Бычков В.В. «Эстетика Аврелия Августина»). 

Некоторые его труды носят апологетический характер и направлены против ересей ариан, донатистов, манихейцев и пелагианцев. В так называемый первый этап своего творчества он пишет философские «диалоги» «Против академиков», «О порядке», «О жизни блаженной», «Об истинной религии» и др. Затем его внимание привлекает религиозно-церковная проблематика. Он создает цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты, «Исповедь». Наконец, в последние годы его жизни он обращается к размышлениям над вопросами о сотворении мира и проблемами эсхатологии: именно в это время появляется его знаменитый цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем». 

После смерти Августин был канонизирован, а в 1303 году Папа Бонифаций VIII признал его Учителем Церкви. Он является святым покровителем пивоваров, типографов, богословов, ряда городов и епархий. В заключительной части своей Исповеди Августин говорил о таинстве исповеди, давал толкование Книги Бытия и учению о Троице, рассуждал о природе памяти, времени и языка. Изложенные им аргументы, по мнению специалистов, сыграли решающую роль на раннем этапе противостояния Церкви и язычества, а затем приобрели значение главного тезиса в последующем обличении ведьм и колдовства.  

культурарелигияисторияpskvox-populi
25%
16
42
57.823 GOLOS
0
В избранное
Ekaterina Z.
Давайте знакомиться! https://golos.io/ru--znakomstvo/@freshbrain/pozvolte-predstavitsya-moi-pervyi-post-na-golos-io
42
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые