Оставшиеся с носом
В СССР было очень много фильмов, которых никто или почти никто не видел.
Некоторые из них были так ужасны, что никто их видеть просто не хотел. Некоторые, среди которых были шедевры, прошли "вторым экраном" - было напечатано малое количество копий, и крутили их в сельских клубах в пять утра. Некоторые были просто не выпущены на экран, а некоторые из невыпущенных были уничтожены.
А ещё было кино, которое никто не видел, потому что его просто не сняли. Например, в семидесятые Рязанов надумал экранизировать "Сирано де Бержерака". Был написан сценарий, композитор Андрей Петров сочинил песенку, пошили костюмы, актёры получили роли, выехали на местность, купили водки...
Кстати, о ролях. На Сирано пробовались самые талантливые - Ефремов, Юрский и т.д.; пробовался и Высоцкий. Кинопробы не сохранились (их тоже уничтожали, потому что так было принято), а фотопробы - остались.
Рязанов в приступе гражданственности на роль Сирано выбрал поэта Евгения Евтушенко (тот накануне как-то с чем-то выступил, кося под диссидента). И вообще он казался бунтарём. Рязанову нравилось, что поэт-бунтарь будет у него играть поэта-бунтаря. Это, мол, приблизит кино к современности, сделает его более актуальным, заставит зрителя увидеть параллели и перпендикуляры всё такое прочее.
Дело уже было на мази - и вдруг от Рязанова потребовали, чтобы он заменил исполнителя главной роли на кого угодно. Иначе кина не будет. Тут Рязанов поступил красиво: отказался.
А мог бы быть ещё один фильм с Юрским. Или с Высоцким. Последний, кстати, тоже воспринимался бы зрителями, как современник, действующий в предлагаемых обстоятельствах. Но Рязанов даже не видел в Высоцком поэта.
Евтушенко же как киноактёр ничего из себя не представлял. Да и вообще, как бы это сказать... Ладно, никак не скажу.