Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
nataliaromashina
7 лет назад

Бабушка перформанса Марина Абрамович

Современные художники считают жанр перформанса уже достаточно устоявшимся, оформившимся. Но при этом другие до сих пор продолжают приводить его как пример чего-то современного и непонятного.
Хотя что тут может быть непонятно? Перформанс – это когда художник что-то делает непосредственно перед зрителем. Это такое каждый раз новое представление, которое нельзя отрепетировать, нельзя воссоздать, суть которого – контакт с другими людьми.

У истоков этого жанра стояла югославская художница Марина Абрамович из Белграда. Сегодня она носит в творческой среде титул «бабушка перформанса» (хотя это не совсем так, она занялась перформансом в 1973-м, а первые акции проходили уже в 1960-е). А еще вы могли ее видеть в соцсетях и на некоторых сайтах, специализирующихся на добром и слезоточивом контенте. Видеозаписи ее перформансов туда попадали под тем самым названием «Смотреть до конца, эта история разбила мне сердце» или «В конце этого видео невозможно сдержать слез».

В общем-то, такая реакция зрителей – это успех для художника, потому что отчасти именно этого Абрамович и добивалась. Ее всегда интересовали процесс взаимодействия художника и аудитории, а еще пределы возможностей тела человека и его разума. Исследованию этих вопросов она посвятила более 50 лет, провела очень много жестоких экспериментов над собой и выставила на публику свои личные отношения. Она встречалась с художником Уве Лайспиеном несколько лет, а когда пара решила расстаться, то они прошли пешком всю Великую китайскую стену – навстречу друг к другу, чтобы попрощаться. Это было в 1988 году.

А в 2010 году они снова встретились во время ее очередного перформанса «В присутствии художника». 736 часов Абрамович сидела за столом и смотрела в глаза всем желающим, которые могли сесть напротив. Среди тех, с кем она встретилась глазами, оказался и ее бывший возлюбленный Лайспиен. Художница не сдержалась и расплакалась. Но, когда Уве ушел, перформанс был продолжен.
Человеку далекому от искусства может показаться, что подобные занятия – ерунда. Это не живопись, не музыка и даже не кино. Эстетического удовольствия от просмотра особо не получишь, в чем тогда смысл?

Перформанс чаще всего имеет некую идею, мысль. Иногда это даже эксперимент. Художник, который решается провести подобную акцию, – он почти что ученый, который ставит эксперимент на себе, только делает это не во благо науки, а ради того, чтобы показать что-то социальное, эмоциональное.

Очень показателен в этом смысле перформанс Абрамович под названием «Ритм 0». Художница представила публике 72 предмета. Это были и нежные перья, и жесткий хлыст, среди предложенных предметов был даже пистолет с одним патроном. После этого Абрамович заняла пассивную позицию и разрешила всем желающим шесть часов делать с ней все, что им хочется. Сначала ей дарили розы, аккуратно прикасались. Когда художница не реагировала на это, то на ней начали резать одежду, в живот ей тыкали шипами все тех же роз. В какой-то момент мужчина в зале взял пистолет и прицелился Абрамович в голову, но другой зритель забрал оружие. Публика, желавшая принять участие в перформансе, становилась все более и более агрессивной.

Занятно, что как только прошло шесть часов и Абрамович встала, то агрессивные еще несколько минут зрители потупили глаза или вовсе бросились от нее в страхе. Подобные опыты – это почти научные эксперименты.

При этом большинство перформансов Абрамович могут показаться достаточно странными или жестокими. Например, она вырезала бритвой у себя на животе звезду в знак того, что есть некоторые вещи, которые присваиваются людям от рождения и изменить их нельзя. В этом случае она показала, что родилась в коммунистической Югославии и этого не изменить.

Конечно, после подобных акций можно задаться вопросом о психической стабильности художницы, но нет, тут она вас опередит и скажет, что чем сложнее детство у ребенка, тем лучшим он сможет стать художником (если он будет художником). Сама она в 14 лет играла в «русскую рулетку» с маминым пистолетом. Что как бы намекает на то, что детство у нее было не очень, зато художник она хороший.

Можно скептически относиться к тому, что делала Абрамович, к тому, как она выражала себя, как демонстрировала свои отношения. Но в итоге все это дало людям много поводов задуматься (хотя бы тот же перформанс «Ритм 0») и помогло самой художнице решить свои проблемы, вынося их за пределы своей головы, а заодно, кстати, заработать неплохие деньги, открыть миру искусства Восточную Европу и стать «бабушкой» целого жанра.

Фото:  art-sheep.com  

0
225.902 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые