Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
nataliaromashina
6 лет назад

Пушистый Иисус: худшая в мире реставрация или искусство?

Мне кажется, что реставраторов недооценивают. Их имена не учат в школе, их не пишут на афише музея, никаких всенародных почестей не воздают. А реставрация непростой процесс, который требует от мастеров невероятной точности и аккуратности. Причем речь как о картинах, так и об иконах.

В некоторых случаях, когда реставратор берется за икону, то внезапно выясняется, что держится она уже буквально, извините, на соплях посетителей и прихожан, которые в ее сторону чихали или слишком старательно прикладывались к ней. А дерево все уже съели, например.

А добавьте туда тот факт, что состояние иконы может стремительно ухудшиться от любого, даже самого небольшого воздействия или изменения температуры и влажности. Выглядевшая бодрячком икона может буквально рассыпаться в какой-то момент. С реставрацией фресок еще сложнее, потому что в лабораторию под микроскоп их не унесешь, приходится все делать на месте.

Чаще всего реставраторы понимают ответственность, потому что человек, не понимающий ее, в профессию, наверное, и не пойдет. Попробуй подыши растворителем и подержи на весу руку весь день без осознания, что, на минуточку, сейчас спасаешь жизнь произведению искусства?

Но иногда случаются странные истории. Когда старинное изображение попадает не в те руки. Я сейчас не о том, что мастер не сможет вовремя принять правильное решение и произведение искусства будет утрачено. Я о том, что мастер может оказаться совсем не мастером.

Самый громкий такой случай произошел в 2012 году в Испании. О нем стало известно из заметки в газете, где журналисты описали чудесное перерождение Христа. Речь идет о реставрации фрески Ecce Homo, что переводится как «Се человек», проделанной пожилой прихожанкой. 80-летняя жительница города Борха по имени Сесилия Хименес часто ходила в местную церковь, где на одной из колонн и находилась работа художника Элиаса Гарсиа Мартинеса. Бабушка не могла спокойно молиться, потому что все время расстраивалась, что фреска выглядит не очень. Влажность в помещении с каждым годом делала лик Иисуса все более потрескавшимся и плохо различимым.

Дальше существуют две версии событий, и не надо быть Пуаро, чтобы догадаться, что кто-то врет. Бабуля сказала, что она попросила у настоятеля разрешения на реставрацию и он его дал. После чего она стала приходить и улучшать внешний вид Иисуса своими силами. За процессом наблюдали и сам настоятель, и другие люди.

Настоятель говорит, что ничего подобного не было, разрешения он не давал, а надругалась над фреской женщина тайно, когда никто не видел.

Я почему-то верю в этом случае больше бабуле, но это даже не важно. После окончания работ, которые продолжались целых два года, прихожан церкви встретил обновленный Христос. Макияж немного изменил черты его лица, поэтому, как говорилось в заметке в Heraldo, он стал похож не то на пушистую обезьяну, не то на картошку с глазами. Кстати, в версии с обезьяной даже можно увидеть тайный умысел и сомнение бабушки, мол, а что если Дарвин был прав?

Но никого это даже не смущало первое время, пока в храм не приехала проверка. Ранее, как оказалось, на реставрацию внучка художника Тереса Мартинес перевела деньги, а потом отправила экспертов оценить состояние фрески для подготовки к работам. А тут раз – и пушистая обезьяна. Стильно, модно, молодежно.

Большинство критиков, конечно, были в шоке. Бабулю за такое, конечно, не посадили (ну она же там не танцевала хотя бы в храме), но нравственно порицали в полной мере. Правда, часть критиков отметили, что в этом что-то есть. Пенсионерку назвали новым Мунком или Модильяни.

В церкви обещали все это забыть, как страшный сон, и сделать новую реставрацию. Но те, кто назвал бабушку новым Мунком, начали отстаивать ее права и требовать сохранить работу. И они победили. Вокруг фрески был создан музей, вход в который стоит (стоил еще год назад) один евро, а деньги отправляются на благотворительность. Кстати, предприимчивая бабуля даже пыталась потребовать свой процент с этих средств.

При этом к работе все-таки прилипло название «худшей реставрации в мире».

99
66.861 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые