Такая разная провинциальная культура

Если говорить об искусстве и культуре в самом широком смысле, то, с одной стороны, в подражании нет ничего плохого. Подражание — это первый шаг к тому, чтобы научиться что-то делать. Можно закатывать глаза и говорить: нужно или иметь талант, или не иметь его, но это не так. Даже если не слушать постмодернистов, которые уверены, что вообще все уже было, то все равно придется признать, что любое новое произведение опирается на какой-то культурный пласт (никуда уже из головы автора не вытравить).

Не говоря уже о тех гениях, которые, например, массово вдохновлялись искусством средневековья и делали как там, открыто, без зазрений совести. Получалось даже лучше оригинала иногда. Больше того, подражание в теории культуры является одной из констант, по которым определяется единство культуры.

Но это я всё сама же себя и уговариваю, что подражать не так уж и плохо. 

Потому что, с другой стороны, подражание лично меня бесит. 

Не всегда, конечно, не в эпоху Возрождения. Не у талантливых художников. Даже не у Филиппа Киркорова. А, например, подражание в провинции. При плохой реализации это, на мой взгляд, есть суть провинциальной культуры. Плохой провинциальной культуры, потому что бывает же и хорошая. 

С провинциальной культурой ведь тоже не всё однозначно. Она может быть очень самобытной и очень глубокой. И есть даже мнение, что, например, русская культура является сама по себе провинциальной.  Бердяев писал о том, что «Русская культурная энергия не хочет распространяться по необъятным просторам России, боится потонуть во тьме глухих провинций, старается сохранить себя в центре», а  Пиксанов, что «Русская культура.— одна из самых провинциальных культур Европы». В общем, критики всех времен убеждали, что русская культура и провинциальная культура близки, и плохого в том нет.

И даже я помню, как в университете мы изучали устное народное творчество, за ним студентов  отправляли «в поля». Там нужно было записывать стишки, песенки и ругательные присказки в деревнях. И это было интересно, душевно и хорошо. Хотя, по сути, это ведь та самая культура, которая создается далеко от столиц местными жителями и для своих. И она опиралась на свои местные особенности, а не пыталась что-то “подсмотреть”.

Но что с творческой составляющей в небольших городах, если не уезжать совсем в глушь? 

Современная провинциальная культура в России все больше ориентирована не “внутрь” себя, а построена на копировании моды "столиц". Местечковые литературные чтения, концерты плохих исполнителей деревенского пошиба в баре у дома, конкурсы чтецов ртом. Повторяется внешняя составляющая, а суть при этом теряется.

Достаточно часто подобные мероприятия происходят с заявкой на «элитарность». Никто в провинции особо не хочет создавать своих, например, «Бурановских бабушек». Местная «богема» все чаще занимается открытием антикафе, томными кинопросмотрами и даже чтением своих блогов из Фейсбука вслух.

С одной стороны, вроде бы всё это тоже должно развивать в человеке чувство прекрасного, вроде бы этот сельский Дом Культуры должен делать людей более, ну, что-то более.

Но как можно развить чувство прекрасного, когда тебе прекрасное не показывают? А вот и никак.

Замкнутая в себе провинциальная культура в небольших российских городах копирует внешне, копирует плохо, не так, как делали это в эпоху Возрождения, отказывается от местного колорита и совершенно ничего в себе больше не несет.

А те, кому это копирование не нравится, находят для себя выход - уезжают в Питер.

культурамыслиpsk
128
214.783 GOLOS
0
В избранное
Человек с ноутбуком.
128
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые