Марго Фонтейн — легендарная прима лондонского Королевского балета
Многие балерины оставили яркий след в развитии классического балета, но одна из них выделялась какой-то особенной грацией и аристократичностью. Поначалу маленькая и спокойная девчушка Пэгги Хукем просто танцевала, но со временем из неё выросла знаменитая Дама Марго Фонтейн.
Марго на сцене
В 6 лет девочка уже посещала театр и смотрела выступления знаменитой Анны Павловой, занималась в студии русского эмигранта Георгия Гончарова, а после возвращения в Лондон брала уроки у самой Серафимы Астафьевой и Матильды Кшесинской. Малышка упорно трудилась, не всё у неё получалось сразу, однако, её способность брать себя в руки в любой сложной ситуации не раз выручала юную танцовщицу.
Мать Марго уж очень стремилась сделать из девочки настоящую балерину. Она отдала дочь в престижную лондонскую балетную школу под руководством Нинетт де Валуа, а через несколько лет Марго уже дебютировала в «Щелкунчике» Петра Ильича Чайковского, в котором танцевала Снежинку среди других артисток кордебалета. Тем не менее её сразу заметили и высоко оценили, а танец назвали исключительным.
Под руководством блистательного хореографа Фредерика Эштона этот творческий дуэт создавал в дальнейшем ещё много интересных номеров, Марго танцевала сольные партии в балетах: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Ундина» и «Сильвия». Она проживала судьбу своих героинь как-то по-английски: чуть отстранённо, без лишней аффектации. Её принцесса Аврора из «Спящей красавицы» была поистине восхитительной, движения точны и безупречны, линии совершенны, а взлёт стремительным.
Зрители хлопали так, что кое-кто даже падал из лож, а когда Марго исполняла своё знаменитое «розовое адажио», казалось, что балерина неподвижно стоит только на большом пальце правой ноги. Некоторые чувствительные дамы с удивлением наблюдали за всем происходящим при этом забывая дышать, и, к сожалению, некоторые падали в обморок.
Однако, работать с мистером Эштоном Марго было очень сложно, он был и требовательным и чрезвычайно вспыльчивым, но девушка мечтала овладеть всеми нюансами танца и освоить технику, тренировалась, танцевала и добилась непревзойдённого мастерства и изящества.
Фонтейн приходилось брать уроки и по технике речи, чтобы увереннее разговаривать с журналистами. Марго часто нужно было позировать, чтобы лучше получаться на снимках. Ведь балерина не может просто отдыхать, она живёт — танцуя.
С помощью Фредерика Марго приобрела столь желанную славу. Чудные спектакли и партии, которые станцевала балерина в «Рио Гранде» К. Ламберта и в «Поцелуе Феи», многие запомнили на всю жизнь. Её Креолка и самая воздушная из Невест, до сих пор поражают восторженную публику. А мне очень нравится партия Марго в волшебном балете«Золушка».
Марго была музыкальна и обладала великолепным чутьём, чувствовала музыку как никто другой, с ней всегда хотелось работать, она умела расположить к себе разных людей и стать всеобщей любимицей.
В годы Второй мировой войны, во время бомбёжек, зрители отказывались покидать театр, если на сцене танцевала великолепная Марго Фонтейн. О балерине часто говорили, что у неё железная спина и стальной носок, а техника так просто — идеальная. На самом деле так оно и было. Посмотрите как она двигается, какая пластика, грация, осанка. Кажется, что балерина будто парит над сценой как пёрышко.
Многие годы у балерины был постоянный партнёр — Роберт Хелпманн. Однако, у молодых людей отношения сложились довольно непростые. Роберт считал девушку слишком напыщенной и высокомерной, старался общаться с ней только на репетициях. Она как истинная англичанка не показывала личных переживаний, скрывала чувства, «оживала» лишь в танце, когда выходила на сцену.
Роберт Хелпманн и Марго
Марго танцевала главные партии в спектаклях Хелпманна: в «Гамлете» она была нежной Офелией, порхала под музыку Петра Чайковского, в «Девушке ночи» красавчика Ролана Пети становилась грациозной Кошкой. Эта женщина умела перевоплощаться в любую из героинь, забывать свои неудачи и с головой отдаваться танцу. Она была непросто отличной танцовщицей, но и первоклассной артисткой.
Однако, несмотря на многочисленных поклонников и ухажёров балерина вышла замуж только в 34 года. Её избранник слыл ещё тем ловеласом с очень сомнительной репутацией, а звали его Роберто Эмилио Ариас.
Ариеса Марго знала ещё с юности и решила связать свою судьбу именно с ним, хотя сердечных приключений в её жизни было предостаточно, но в Тито она влюбилась по-настоящему, и как простая девчонка потеряла голову. С ним она осталась навсегда.
Марго с мужем
Жизнь Марго стала насыщенней, она познакомилась с Фиделем Кастро, с Черчилем, встречалась и с королём Иордании Хусейном. Вместе с Тито они ездили к давнему приятелю мужа — миллиардеру Аристотелю Онассису. Но и свою балетную карьеру Марго не забывала. Она по-прежнему танцевала и блистала на сцене.
В 1956 году балерина получает почётную награду «Дама Ордена Британской империи» после этого момента её стали называть Дамой Марго Фонтейн, или Дамой Большого Креста. Она считается одной из 3 великих прим Королевского балета в Англии. А через 5 лет уже в возрасте 42 лет Марго встречается с 23-летним Рудольфом Нуриевым, и жизнь её обретает новый смысл.
Она уже собиралась уйти со сцены, но Рудольф будто бы открыл у неё второе дыхание и она вновь расцвела, помолодела и зажила другой жизнью. Балерина словно порхала как бабочка, для этого дуэта ставили новые спектакли, которые собирали миллионы зрителей по всему миру.
После их партии в балете «Жизель» зрительские овации не прекращались в течение 40 минут, публика просто не уходила из зала, артистов 26 раз вызывали на сцену. В Лондоне такой Жизель ещё не видели. Дуэт призрачной и лёгкой Марго и мучительно-страстного Рудольфа просто взорвал зал. Казалось, что Фонтейн удалось повернуть время вспять. Посмотрите их блистательный дуэт в балете «Жизель».
Фонтейн была добрым и отзывчивым человеком и очень доверчивой женщиной, но только рядом с Рудольфом она по-настоящему чувствовала себя счастливой. Лишь танцуя с ним на одной сцене, она оживала, превращалась в юную девушку, и забывала обо всех тяготах и трудностях своего брака.
Марго была неподражаема и открыта, на её танец можно любоваться часами, это так волнующе прекрасно... Её партнёры по сцене считали Фонтейн богиней танца и королевой британского балета. А если вы и сегодня услышите фразу: «она танцует как Марго», знайте, что речь идёт как раз о Даме Фонтейн, о самой чувственной балерине Великобритании.
В последние годы жизни Марго была похожа на кочующую цыганку, день проводила в Лондоне, танцевала, а потом уезжала к мужу, который был прикован к инвалидному креслу. Неделю проводила рядом с ним, а затем вновь летела в Королевский театр. Марго оставалась с Тито до последнего, часто и Нуриев оплачивал её счета, балерине порой не хватало денег, чтобы содержать всех родственников мужа.
К 60-летнему юбилею великой танцовщицы её награждают титулом «Абсолютной примы-балерины». Как говорила сама артистка: «Многим приходилось ждать своего часа, а меня вынесло сразу на гребень волны...».
Эта женщина стала самой известной западной балериной своего времени. Лёгкая улыбка, горячий блеск глаз, волнующий темперамент, её «стальная спина» и железная воля поражали многих. Марго стала королевой Британского балета. Ей удалось создать оглушительную карьеру и открыть новую страничку в истории мирового искусства!