Театр комедии ДЕЛЬ АРТЕ и его персонажи

Франсиско Гойя однажды сказал, что мир – это маскарад: лицо, одежда, голос – всё подделка, каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле, многие из нас часто обманываются, и никто не узнаёт себя. Мы все ходим в масках...


фото

Мало я встречала в своей жизни людей, которые бы не любили театр. И сегодня мне захотелось поговорить с вами о комедии дель арте (commedia dell'arte). Да, очень много времени прошло с тех пор, когда можно было посмотреть эти увлекательные представления.

Весёлые комедии масок были очень популярны в Италии XVI века, может оттого, что появились и существовали на рубеже двух веков: Средневековья и культуры Нового времени. Они сочетали в себе и черты веселых зажигательных карнавалов, и народный фарс, и элементы так называемой ученой комедии, которую в основном и играли на буффонный лад.

Разыгрывали эти спектакли бродячие лицедеи. Все актёры были в масках, а масок насчитывали более сотни. В Западной Европе подобные актёрские труппы, показывающие комедии масок, были первыми профессиональными театральными труппами.

Именно они и заложили основы актёрского мастерства. Тогда уже в театральных представлениях стали появляться первые зародыши режиссерской работы. В те годы функции режиссёра часто исполнял ведущий актёр труппы, которого в Италии называли капокомико.

В середине XVI веке у итальянских актёров была совсем иная техника игры, даже грим они наносили по-своему, а маски делали яркими и необычными. Посмотрите небольшое видео, которое нашла на канале "SANTAGUSS" на YouTube.

Примерно так и выглядели эти представления. Наверное, вы обратили внимание и на то, что многие персонажи общаются на различных диалектах Италии, да, и одеты все были в традиционные костюмы и маски, потому и назывались такие комедии — комедиями масок.

На сцене для театра масок возводили специальные декорации, которые повторяли вид улицы, выходящей на широкую площадь. Обычно это были два дома, расположенные через дорогу друг от друга, в которых жили главные герои. У актёров в те годы не было написанных ролей, существовал лишь некий сценарий, содержащий краткую сюжетную линию того или иного представления.

Маска становилась образом актёра, который тот выбирал в начале артистической карьеры, существовал сценический закон «одной роли». Позже никто уже и не имел возможности сменить выбранную им маску, а играл образ на протяжении всей жизни: дополнял, постоянно импровизировал, корректировал и улучшал характер своего персонажа.

В Италии часто проводились карнавалы, и население с удовольствием принимало участие в костюмированных развлечениях, благодаря им и зародилась комедия дель арте. Правда, поначалу маски носили лишь актёры, играющие роли стариков и домашних слуг. Но, а самые первые представления комедий масок состоялись в прекрасной Флоренции.

Герои комедии дель арте были известны и любимы публикой, а их маски дожили и до наших дней. Мне посчастливилось даже держать в руках некоторые изумительные творения итальянских мастеров. Это случилось во время моего путешествия по Италии. А в Венеции мы заглянули в художественную мастерскую, в которой увидели как вручную делали настоящие венецианские театральные маски. Работа - довольно кропотливая и творческая.

Мастер вначале рисует эскиз маски, создаёт каркас, заливает его гипсом, шлифует, и только потом украшает своё оригинальное художественное творение. Мне тогда очень понравилась маска Коломбины (она такая изящная, ажурная и загадочная). Маска, которая формирует сценический образ и скрывает истинные переживания героя – это вечная человеческая драма.


фото

В те годы в Италии существовали и различные сценические амплуа, при которых артист должен был вместо маски гримироваться мукой, а углём разрисовывать бородку, брови и усы. А вот актёры, играющие влюблённых в масках, вообще не выступали, они лишь разрисовывали лицо специальным гримом.

У комедии дель арте было всего 2 основных центра – первым стала Венеция, вторым — Неаполь. Потому и масок было 2 группы:

  • северная (венецианская), в которую относили: Доктора, Панталоне, Бригеллу и Арлекина.
  • южная (неаполитанская), в неё входили: Ковьелло, Пульчинелла, Скарамуш (Скарамучча — хвастливый вояка и трус), и Тарталья (судья-заика).

Эти два театральных направления различались стилями исполнения. Если венецианские маски использовались в сатирических спектаклях, то неаполитанские — могли содержать и грубые буффонные шутки, и даже красивые гимнастические трюки и цирковые номера.

Все маски комедии дель арте подразделялись на 3 основные группы:

  • влюблённые (их играли только молодые актёры, такие образы были близки героям литературной драмы: Лукреция, Орацио);
  • слуги (эти маски ещё называли Дзанни, и они играли чаще всего комедийных персонажей: Коломбина, Бригелла, Арлекин — на севере, а Пульчинелла — на юге);
  • старики (сатирические образы: Панталоне, Капитан).

Самыми популярными из них были: интриган Арлекин, насмешник Полишинель (прототип нашего Петрушки) и служанка Коломбина.


фото

Бригелла был всегда умным и хитрым, порой изобретательным. Отличался говорливостью и некой злобой, строил козни и не останавливался ни перед чем. Ему нужно было устраивать свою жизнь и извлекать из всего пользу. Именно Бригелла в комедии дель арте затевал интригу и развивал действия.

Бригелла или Скапино и Буффетто — играли умных слуг, им противопоставлялся часто и Арлекин. Однако, в отличие от Бригеллы, Арлекин выглядел довольно простовато, был несколькоо наивен и всегда сохранял прекрасное настроение. Этот весельчак никогда не унывал, смешил всех остроумными шуточками и каламбурами. Никакие жизненные перипетии неспособны были его смутить или испортить ему настроение.

Арлекин - мой самый любимый персонаж из венецианского квартета масок. История его имени очень интересна и загадочна. Знали ли вы, что название этой маски произошло от грозного имени самого предводителя бесов Эллекена, о котором повествовалось в старинных этрусских легендах.

У каждой маски имелся определённый сценический костюм, так у Арлекина наряд был стилизован под одежду простого крестьянина из Бергамо (обычная блуза с широким поясом-кушаком), причём и на блузе, и даже на панталонах повсюду имелись заплатки, указывающие на бедность их владельца. А шапочка у Арлекина имела маленький заячий хвостик, который присутствовал как знак, символ трусости и неуверенности.


фото

Вот только к концу XVII века актер Д. Бьяконелли решил чуть изменить характер своего Арлекина, да и костюм претерпел некоторые вариации. Теперь прежний неудачник превратился в весёлого и счастливого любовника, который стал соперничать с постоянно недовольным и не уверенным в своих силах Пьеро.

А его простенькие лохмотья сразу превратились в обтягивающее трико с красивым ромбовидным ярким рисунком из красных, зелёных и жёлтых ромбов и треугольников. Даже невзрачная шапочка видоизменилась в элегантную треуголку. Часто в представлениях Арлекин или другие дзанни использовали лацци — это были такие комические трюки, которые не связывались напрямую с сюжетом самого представления.

Иногда герои могли ходить колесом и показывать яркие и захватывающие трюки, а когда какой-нибудь дзанни плакал, то его слезы лились и на многочисленных зрителей, с помощью нехитрых приспособлений. Такие моменты всегда радовали публику, приводили в восхищение детей, и являлись экспрессивными и запоминающимися.


фото

В средневековой культуре использование лацци, стало основным элементом площадной культуры. Во время представлений лацци всегда ждали и воспринимали с интересом и радостью.

Что касается Пьеро, то у него тоже была своя интересная история. В итальянском театре существовала маска Педролино, довольно ловкого и изворотливого персонажа, который часто попадал в неприятные истории. Его даже актёры играли без масок (они просто надевали широкую крестьянскую длинную рубаху из грубой мешковины), а вот лицо обсыпали обычной мукой. В Париже на сцене популярного по тем временам театра «Комеди Итальенн» итальянский Педролино перевоплотился в печального и глубоко несчастного от неразделённой любви соперника удачливого и весёлого Арлекина.


фото

Другим интересным и ярким образом стал Пульчинелла. У этого персонажа был большой крючковатый нос на чёрной полумаске. Выглядел он довольно смешно и нелепо, да и говорил каким-то неприятным и гнусавым голосом. Однако, именно этот герой повлиял на рождение всем известного французского Полишинеля и английского Панча. В России же аналогом ему стал забавный и весёлый Петрушка.

Сюжет сценария в таких комедиях часто строился на противопоставлении пар персонажей, отцы выступали против своих детей, а хозяева "сражались" со слугами и служанками. На сцене происходила постоянная "борьба" между поколениями и социальными слоями населения.

Театр масок несколько веков смог совмещать в себе уже уходящую телесную традицию и зарождающиеся правила поведения в обществе Нового времени. Но, ничто не вечно на земле, и такая двойственность, в конце концов, и привела к угасанию комедии дель арте. Сегодня даже многие итальянцы не могут себе представить народный театр без их так любимых дзанни и масок, всевозможных импровизаций и головокружительных, порой даже безумных трюков-лацци.

Несмотря на то что уже прошло более 400 лет с тех пор, когда люди могли смотреть комедии дель арте, сопереживать своим любимым персонажам, маски мы носим и сегодня...

культуратеатрpskобразованиеистория
25%
151
248
579.790 GOLOS
0
В избранное
singa
На Golos с 2017 M02
248
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые