Венецианские биеннале: история и культура

Идея организации художественных выставок и авторских инсталляций пришла ещё в позапрошлом столетии к одному из консулов Италии Риккардо Сельватико, который являлся большим поклонником живописи, скульптуры и музыки. И уже в 1895 году венецианская биеннале стала проводиться в качестве "Международной художественной выставки". На ней выставляли свои картины многие художники-модернисты, молодые талантливые живописцы и скульпторы.

Слово «биеннале» пришло в русский язык из латинского: «bis» — переводится как дважды, а «annuus» — год, да, и сами выставки организовывают всего лишь раз в 2 года (в каждый нечётный год).

Благодаря биеннале мир узнал и о Пикассо и Ренуаре, поп-арте и абстрактном экспрессионизме. В 1964 году на венецианской выставке любознательные туристы и гости страны познакомились с творчеством Роберта Раушенберга, с тех пор поп-арт получил международное признание. А лев Святого Марка — символ Венеции, стал достойным символом и этого праздника.


символ Венеции

И сегодня лучших участников венецианских выставок награждают бронзовыми, серебряными и золотыми статуэтками с изображением этого сильного и отважного животного.

На первую международную выставку приехали выдающиеся и талантливые представители искусства лишь из 16 стран. Но с тех пор многое изменилось: теперь у каждой страны имеется отдельный павильон. Открыты тематические выставки, посвященные Человеку, Цветам, Земле, Времени...

На венецианских художественных выставках показывали свои работы такие российские живописцы, как: Михаил Врубель, Исаак Бродский, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев и талантливые живописцы со всего мира. Жаль, вот только, что пока наши участники не заработали такого великолепного льва, надеюсь, всё ещё впереди.


"Золотой лев" - главная награда фестиваля

Венецианские биеннале по праву считают уникальной возможностью для художников и скульпторов познакомить зарубежную аудиторию с традициями и культурой своих стран. В 1930 году в рамках биеннале уже стали организовывать и международные фестивали театра, музыки и кино. С 1975 года в Венеции начали проводить и выставки архитектуры.

В основном на подобных мероприятиях не было политики, однако, на 38 биеннале (1977 г.), посвященной диссидентам и инакомыслию, многие работы вызвали возмущение консула СССР, но это не смогло лишить публику творений: Оскара Рабина, Ильи Кабакова, Анатолия Зверева и Андрея Монастырского.

Конечно, сразу рассказать о множестве интереснейших работ с венецианских выставок разных лет — невозможно, но отметить некоторые приглянувшиеся мне, попробую. Так, на 53 биеннале свою работу представил российский художник Алексей Каллима. Его инсталляция называется «Теорема дождя».

Такие огромные фрески художник создает флюоресцентными красками (они проявляются лишь в ультрафиолетовом свете). А специальные датчики, выключающие ультрафиолетовый свет, способны реагировать лишь на приближающегося человека. Зрители остаются будто в белой пустоте. Необычно оказаться в такой комнате, возникает потребность разобраться во всём происходящем, осмыслить задумку художника, да, и название самой инсталляции заставляет задуматься. В работах Алексея чувствуется нонспектакулярность, которая наложила отпечаток и на состояние всего современного искусства.


«Теорема дождя» Алексея Каллима

На 53 биеннале впервые провели международную поэтическую интервенцию, на которой приняли участие поэты и писатели из Греции, Австриии, США, России: Василис Аманатидис, Альфред Губран , Джон Хай, Вадим Месяц, Лев Рубинштейн, Анна Русс.

А многие из вас наверняка помнят и необычную работу израильского художника Шломо, который решил создать белоснежную плавучую инсталляцию на фоне Венецианской лагуны острова Сан Джорджио.


Шломо "верхом" на своей инсталляции

В 2011 году на 54 биеннале можно было увидеть и работу украинской художницы Оксаны Мась, сделанную из раскрашенных пасхальных яиц. Её инсталляция называлась "Post — vs — Proto — Renaissance". Эта работа стала настоящим переосмыслением фламандских фресок (инсталляция состоит из более 3 миллионов деревянных яиц).

Через несколько лет уже на 56 биеннале зрители созерцали выставку работ азербайджанских художников. Их павильон был расположен в одном из самых красивых дворцов Венеции XIV века — на площади Санто-Стефано. Здесь можно было увидеть картины: Ашрафа Мурада, Тофика Джавадова, Расима Бабаева и других.


один из залов азербайджанского павильона

Многих посетителей просто ошеломили картины нонконформистов. Сегодня их называют настоящими титанами духа. Эти художники сознательно придерживаются противоречивых взглядов, у них на всё есть своё мнение, потому, наверное, и их исталляции чересчур отличаются от других современных композиций.


инсталляция азербайджанских мастеров

В текущем году 57 венецианская биеннале, проходила под девизом «Viva arta viva» (Да здравствует живое искусство). Эта выставка, которая проводилась с 13 мая по 26 ноября была сосредоточена на художнике и его мире, и стала настоящим достоянием для любителей постмодерна.

В Италию приехали - 120 авторов из 89 стран мира. Почти на полгода Венеция превратилась в художественный центр международной культуры и современного искусства.

Почитатели прекрасного отметили работу немецкой художницы Анне Имхоф и куратора выставки Сюзанны Пфеффер, которые создали оригинальные синтетические инсталляции, включающие в себя архитектуру и перформанс, живопись и скульптуру. В их театральном представлении были задействованы даже доберманы.

Каждый день под стеклянным полом одного из павильонов происходило настоящее представление под названием «Фауст». Участники этого перформанса, пытались выбраться из-под стекла и внезапно, будто застывали в виде живых скульптур... Инсталляции были очень впечатляющими, я бы сказала ультрасовременными, посмотрите сами. Нашла видео на канале "VernissageTV" на YouTube.

Наверное, многие из вас уже видели и знаменитые руки от итальянского художника Лоренцо Куинн - удивительная яркая инсталляция под названием "Поддержка" (мимо которой не проплывешь обязательно — фото на память).


"Поддержка" Лоренцо Куинна

Так, художник призывает всё человечество задуматься о глобальном потеплении. Ведь, как известно, Венеции грозит затопление. Нам нужно срочно что-то делать, чтобы предотвратить это. Море каждый год захватывает новые территории...

Посмотрите и на инсталляцию американского художника Джеймса Ли Байерса, которая была установлена на одной из площадей Венеции. В данном сооружении художник попытался отразить сближение культур Востока и Запада, и большинство туристов могли созерцать это оригинальное творение из разных частей города.


двадцатиметровая золочёная башня Джеймса Ли Байерса

Из работ французских мастеров, мне особенно понравилась инсталляция Ксавье Вейана, который предложил многочисленным зрителям экспозицию интересных работ под названием "Studio Venezia".

Во французском павильоне была смонтирована разгромленная каким-то стихийным бедствием звукозаписывающая студия, в которой Ксавье играл на необычных самодельных инструментах. Удивительные конструкции, созданные художником, порой были банальны, но в то же время выступали, как некие символы-маркеры. В его инсталляциях был заложен особый смысл, понять который мог не каждый. А у вас какие возникают ассоциации, глядя на такое?


инсталляция Ксавье Вейана

А аргентинская художница Клаудия Фонтес представила очень впечатляющую инсталляцию под названием «Проблема лошади». Эту идею ей навеяла картина Анхеля Делла Валле, которая называлась «Возвращение индейского рейда». В Аргентине эта картина имеет большую популярность.

Посмотрите сами какой потрясающий трёхмерный образ лошади, будто фантастическое белоснежное видение перед вами. Огромное животное, встающее на дыбы перед маленькой женской фигуркой, впечатляет!


инсталляция «Проблема лошади» Клаудии Фонтес

А вот россияне к 100-летию русской революции решили актуализировать её на своей обновлённой площадке — в реконструированном дворце на Дзаттере. Много было здесь произведений авангардистов, которые будто вступали в диалог с работами современных авторов.

Михаил Толмачев привёз в Италию фотоархив Соловецкого лагеря, а гостей биеннале угощали леденцами от Таус Махачевой, сделанными в форме головы самого дедушки Ленина. Гриша Брускин представил свою работу под названием «Смена декораций». Эта многофигурная инсталляция полых скульптур из папье-маше и гипса стала классикой современного искусства.


инсталляция Гриши Брускина «Смена декораций»

Перед посетителями возникает целый город: местами странный, потому что состоит из одних башен и пирамид, часто встречаются и зиккураты, возле которых и происходит театральное действие. Смотря на такую инсталляцию, кажется, что время остановилось, а всё архаическое и современное слилось воедино.

О венецианских выставках хочется рассказывать ещё и ещё: показывать удивительные инсталляции, рассматривать фотографии, скульптуры, анализировать новые направления в живописи, архитектуре, но и не забывать готовиться к биеннале 2019 :)

культураисторияpskобразованиежизнь
429
2124.799 GOLOS
0
В избранное
singa
На Golos с 2017 M02
429
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые