О ЛЕСТИ И ЛЬСТЕЦАХ

§1. Лесть — это «угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем-нибудь или чем-нибудь, внушаемое корыстными побуждениями» (1: 50. См. «Лесть»). Ярким примером лести и её сути может являться известная басня И. А. Крылова «Ворона и лисица», в которой, в частности, сказано: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок». Заметим, что с лестью также связано и ПРИСЛУЖИВАНИЕ — попытка «услугами, лестью заслужить чьё-либо расположение (обычно с корыстной целью)…» (2. См. «Прислуживаться»). Как говорится в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (слова А.А. Чацкого. См. часть 3, действие 2, явление 2).

При этом ЛЕСТЬ, — один из самых распространённых видов лицеприятия, — является тройным грехом:
● первый грех льстеца заключается в его собственном лукавстве и/или лжи, изобретателем которых является дьявол;
● второй грех льстеца заключается в его намерении (а также и в действии), прикинувшись доброжелателем и с личной выгодой для себя, ввести в соблазн (искушение), или подтолкнуть к греху, того, кому предназначена лесть;
● третий грех относится к человеку, который, поверив лукавству и лжи льстеца, воспринял лесть, — как истину, — и впал в соблазн.

Таким образом, весьма распространенное и, казалось бы, «безобидное» явление — ЛЕСТЬ, является коварным и серьезным грехом, губящим, как самого льстеца, так и того, кто впадает от неё в соблазн. Ведь «льстивые уста готовят падение» (Пр. 26: 28). И поскольку лесть, в основном, предназначена для имеющих власть (т. е. начальствующих), то результаты такого вида лести имеют и социальный характер, поскольку затрагивают, в той или иной степени, определенные группы людей. При этом льстец, вне зависимости от вида его лести, является учеником дьявола и последователем его действий, а «обличающий человека найдет после большей приязни, нежели тот, кто льстит языком» (Пр. 28: 23).

§2. Кроме того, лесть всегда связана с корыстью. Ведь, как очевидно, лестью часто можно добиться определенных и немалых выгод для себя: почести, славы, власти, должности, денег и т. д. Поэтому, «тот и славился, чья чаще гнулась шея … А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели» (слова А. А. Чацкого из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. См. часть 3, действие 2, явление 1).

Лестью можно, — как сказано в Священном Писании, — и царством овладеть и привлечь к себе нечестивых: «И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством… Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью…» (Дан. 11: 21, 32). И ведь недаром апостол Павел говорил: «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства (лести — П.Д.), как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1 Фес 2: 5).

Господь, через пророков, наставляет: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших» (Зах. 8: 16); «Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними» (Ис. 61: 8). И ветхозаветный Елиуй, приводя свое мнение при рассмотрении причины страданий непорочного Иова, говорит от «искренности своего сердца»: «На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану, потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой» (Иов. 32: 21, 22). И святой апостол Петр «отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10: 34, 35). И святой апостол Павел призывает нас «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4: 22-25). Ибо, «блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» (Пс. 105: 3) и «блаженны алчущие и жаждущие правды…» (Мф. 5: 5).

§3. Ранее у нас была общепринятая несвятая «молитва»: «СЛАВА КПСС», которая была развешена в виде плакатов по всей стране. Поэтому, — для продвижения по партийной линии с целью получения власти, материальных привилегий и благ, — нужно было льстиво делать вид поклонения этому псевдобогу — КПСС, и восхищения лично «дорогим генсеком».

Однако затем этот псевдобог был удалён и запрещён к использованию на законодательном уровне. А те, кто ранее критиковал этого псевдобога и его действия, — подвергаясь гонениям, преследованиям, лживым упрёкам, и кого именовали отщепенцами, провокаторами, изгоями, непатриотами и пр., — стали называться борцами за свободу и справедливость, правозащитниками, истинными патриотами, героями. Имена некоторых из них даже были присвоены различным территориям, как в России, так и за рубежом. Так, например, имя А.Д. Сахарова только в России носят около 60 проспектов, площадей и улиц. Его именем также названы и зарубежные площади, проспекты, школа, мост, бульвары, улицы. А что было названо именами его основных гонителей и приблудных льстецов этих гонителей, которым было всё равно кого гнать, кому прислуживать — лишь бы получать за это сытный и вкусный корм?!

§4. Вообще, лесть (подхалимство, прислужничество, лакейство, лизоблюдство) широко распространена в различных сферах деятельности человека. Но иногда она принимает столь гипертрофированные формы, что не только не приносит пользы объекту подхалимства, а, наоборот, может даже нанести вред его имиджу! Это, так называемая, медвежья услуга! И здесь количество восхваления может оказаться совсем не пропорциональной ожидаемому количеству получения материальных благ! Но что не сделает льстец ради попытки ЛЕГКО УВЕЛИЧИТЬ СТЕПЕНЬ СОБСТВЕННОГО МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ОБМЕН НА УМЕНЬШЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ДУХОВНОГО ДОСТОИНСТВА! Поэтому степень лести пропорциональна степени духовного невежества, или духовного падения, или духовной деградации!

Отметим, что лесть способствует увеличению самомнения у людей, для которых она предназначена. А это, в свою очередь, приводит к появлению у них грехов тщеславия, гордости, славолюбия, сребролюбия, и совершению ими поступков, обусловленных этими грехами. Именно поэтому льстецы и ответственны за все неправедные поступки, сделанные под влиянием их лести. Вообще, «низкие царедворцы, готовые все оправдать ради улыбки господина, во все времена представляют главных виновников их преступлений» (3: 173).

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЛЬСТЕЦ НЕ ТОЛЬКО САМ ГРЕШИТ, НО ПРОВОЦИРУЕТ НА ГРЕХ И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.


  1. Толковый словарь Русского языка. // под ред. проф. Д. Н. Ушакова: в 4-х тт. — Т. 2. М.: Гос. издат. иностр. и нац. словарей, 1938.
  2. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/134304, свободный. — Загл. с экрана.
  3. Солон, Перикл, Александр Великий. // ред. Веревкина И. Ю. — Киев: МП «Муза», 1992. — (Сто великих людей мира).
лестьльстецылицеприятиегрех
25%
5
4
0 GOLOS
0
В избранное
dpetr
На Golos с 2018 M02
4
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые