[ЛИКБЕЗ] Второе послание читателя к писателю
То, о чем я сегодня хотел поведать писателю, вещь очень непростая. Это, по сути дела, один из приемов литературного творчества, или, если покороче – литприем.
Вообще, насчет литприемов в нашей литературе почти ничего нет. Кое-что показал Ю. Никитин, а в целом, одна болтология. А между тем, знание и владение этими литприемами очень важно, ибо это правила писательского мастерства. Не зная правил, ничего путного не получится. К сожалению, нет такого труда, где бы все эти правила были изложены и подробно разжеваны. Нету, и все. По крайней мере, среди того, что написано на русском языке.
Кажется, что выхода нет. Это, к счастью, не так. Достаточно обратить взор за океан и посмотреть, как там дела у них на литературном фронте. А дела у них там хороши. По моему мнению, американская литература переживает бурный расцвет. Это связано с тем, что подготовка писателей у них организована, можно смело сказать, в промышленных масштабах. Во многих университетах есть курсы по писательству. Американцы – народ практичный, и вместо болтовни о высоких материях как раз на этих курсах и изучают литприемы.
Сегодня я поведаю о так называемом методе МРЭ. Этот метод описан в книге Дуайта Суэйна «Приемы издающегося писателя». Книга эта не переведена на русский, и, хотя сканированная копия есть на торрентах, я ее не скачивал и не смотрел. Мой инглиш не настолько хорош, чтобы разбираться в сложных вещах. С другой стороны, просто знание ничего не дает. Нужно понять, докопаться до глубины, и после этого осознанно применять свое знание.
Начнем с определений. Как известно, художественное произведение состоит из завязки, где обозначается главный конфликт, нарастания конфликта, кульминации и развязки. Если этих элементов нет, то это просто сочинение на вольную тему, или эссе. Так вот, все эти части текста состоят из эпизодов. В англоязычной литературе почему-то эпизод называется сценой. Об этом нужно помнить, но мне удобней говорить об эпизодах. Так вот, в каждом эпизоде есть главное действующее лицо, не обязательно главный герой, может и второстепенный персонаж. Какое важное требование к любому эпизоду? Одно. Эпизод должен толкать сюжет.
Вернемся с МРЭ. В исходнике это расшифровывается как Мотивационно-реакционный элемент. Суть его в чем? В определенном порядке.
Мотивация. Некое событие, которое ставит крест на намерениях и планах действующего лица.
Реакция. Как действующее лицо реагирует на событие. И тут тоже важен порядок.
Чувство. Что чувствует человек, когда происходит событие. Он может испугаться, разозлиться, и т.д. и т.п.
Рефлекс. Неконтролируемое действие. Присел, заслонился рукой.
Осознанное действие. Мысли, решения, которые производит действующее лицо, но уже осознанно. При этом не забываем накладывать на все это чувство и рефлексы, т.е все то, что случилось ранее.
Мотивацию и реакцию нужно располагать в отдельных абзацах.
Кажется, просто, но писать в таком стиле на самом деле сложно. Если старательно расписывать все 4 элемента: событие – чувство, рефлекс, осознанное действие, то получится много текста, что в общем не всегда нужно. Лишнее можно всегда удалить. Главное - это не нарушать порядок.
Что мне здесь не нравится. Само понятие «Мотивация». Лучше заменить на событие. Событие может и не вызвать рефлекторные действия, но чувства вызовет всегда. И да, очень важное. Перед событием намерения и планы действующего лица или группы лиц должны быть известны читателю.
Весь эпизод может выглядеть так:
Планы и намерения.
Событие.
Реакция.
Решения.
На основе выбранных решений строится следующий эпизод.
Планы и намерения.
Событие.
Реакция.
Решения.
Нужен пример.
С самого утра Васе Пупкину хотелось пивасика. (Планы и намерения) Наскоро одевшись, и даже не побрившись, Вася вышел на улицу и уже на полпути обнаружил, что кошелек оставил дома. (Событие)
От досады (Чувство) у Васи загорелись его большие уши.
– (+18)ять, – в сердцах воскликнул Вася (рефлекс) и стал соображать, что же делать дальше. Домой возвращаться не хотелось, а пива захотелось еще больше. Углубляться в философские рассуждения о смысле бытия Вася не стал, а порешил действовать по старой привычной схеме – нет бабла, значит, его нужно отжать. (Решение)
Объект для отжима находился в десяти метрах. Долговязый ботан в очках что-то там энергично тыкал большими пальцами в смартфон. Вася порадовался удаче и не спеша, как настоящий конкретный пацан, подошел к ботану. (Планы и намерения)
– Бабки есть? Вижу, что есть, давай сюда.
Кто же знал, что у ботана первый разряд по самбо! Вася так и не понял, каким образом его нос так быстро встретился с асфальтом. (Событие)
Боль от вывернутой руки пробирала до самого нутра. (Чувство) Вася попробовал дернуться (Рефлекс), но от этого стало еще хуже. Пришлось сознаться, что не на того напал и как-то выкручиваться из этой щекотливой ситуации без потери лица.
И так далее. Понятно, что такой эпический персонаж как Вася Пупкин, для меня просто не подъемен. Тем не менее, надеюсь, что найдется писатель, который осчастливит меня нетленкой о Василии Пупкине, и обязательно с соблюдением порядка построения эпизода.