Две жизни Девики Рани

Посмотрел публикации сообщества @vp-magic-india, в памяти всплыли воспоминания о солнечном Бангалоре — поездки в рериховское имение Татагуни, встречи в Рериховской школе живописи, беседы в отеле «Ашока». Эти воспоминания усадили меня за компьютер — давай, стирай пыль с клавиш!
Я понял, что должен написать о ней.

Она ушла из жизни без малого четверть века назад. У неё была долгая жизнь. Последние сорок девять лет она была женой русского художника. До того — блистательной индийской актрисой. Знатоки кино до сих пор высоко ценят её талант. Свидетельство её красоты хранят фильмы, в которых она играла. И — портреты кисти Святослава Николаевича Рериха, чьей женой она была.
Да, жизнь Девики Рани была долгой. Настолько долгой, что люди XXI века запутались в датах. Казалось бы, что может быть конкретней рождения и смерти. Ан, нет: одни источники называют 1907 год, другие 1908-й.

Скажем так: она родилась в начале ХХ столетия, в тридцатый день марта. Её отец, полковник Чоудхури, был врачом на военной службе у британской колониальной администрации. Род Чоудхури принадлежал к высшей касте восточно-бенгальских браминов. К этому часто добавляют, что Девика приходилась внучатой племянницей Рабиндранату Тагору. Аристократизм предков проявился в ней в полной мере. Своё имя Рани, что значит «повелительница», «княгиня», «царица», она, несомненно, оправдывала сполна и до последних дней. Не каждому собеседнику доставало характера выдерживать её колючий сарказм. Недаром Ашок Кумар, партнёр по многим фильмам, человек искромётного юмора, однажды на склоне лет, пытаясь увильнуть от встречи с журналистами, добродушно воскликнул: «Ну что, что ещё вы хотите от меня услышать? Опять про то, как меня терроризировала Девика Рани?»

Обычно так бывает, что жизнь людей, связанных с военной службой, проходит в постоянных переездах. Семья Чоудхури не была исключением. Особенности кочевой жизни наложили свой отпечаток на характер юной бенгальской принцессы. А когда ей исполнилось девять, родители отправили единственную дочь на берега туманного Альбиона получать образование в одном из частных пансионов. В то время так поступали многие состоятельные индийские семьи, заботившиеся о будущем своих детей. Так же поступают и сегодня. Девика была хорошей ученицей. Закончив колледж, она получила гранты на обучение в Королевской школе драматического искусства и Королевской школе музыки. Позднее она стажировалась у Элизабет Арден, изучая одновременно архитектуру, декор и дизайн.

Канадская предпринимательница, косметолог, основательница косметической империи Elizabeth Arden, Inc.

Именно как специалист по дизайну она заинтересовала индийского кинопродюсера Химансу Рая (Himansu Rai), который предложил ей поучаствовать в оформлении эпизодов к фильму The Light of Asia (фильм снимался по мотивам поэмы Эдвина Арнольда; сам Рай играл в этом фильме роль Будды). А затем — поработать постановщицей декораций и грима на съёмках нового фильма A Throw of Dice. Химансу Рай в то время активно работал с английскими и немецкими кинокомпаниями. В знаменитой немецкой Universum Film Archiv — UFA он был единственным не европейцем в ранге продюсера. Он умел находить заинтересованных инвесторов, да и капиталы семьи помогали вести бизнес.

На студии UFA в предвоенный период работал известный немецкий режиссёр Фриц Ланц, снявший несколько наивно-романтических фильмов на индийскую тему. После Второй мировой войны на базе UFA была создана знаменитая киностудия ГДР DEFA.

Фильмы Рая, нужно сказать, больше нравилась зрителям в Германии, нежели в Англии. Видимо, для англичан, давно знакомых с Индией, эти фильмы не являлись экзотикой.
Вообще-то, Химансу Рай был по образованию юристом. Изначально, он окончил университет Калькутты. Его родители под влиянием успехов Махатмы Ганди прочили ему карьеру адвоката и для этого отправили доучиваться в Лондон. Однако склонность к художественному творчеству, к искусству оказалась сильнее. Похоже, в семействе Рай это было наследственной чертой: в Бенгалии они содержали собственный театр.

Упоминание о Химансу Рае в рассказе о Девике Рани не просто эпизод: в 1929 году она стала его женой. Ему было 37, ей 21.

Девика и Химансу продолжали сотрудничать с UFA, пока к власти в Германии не пришли нацисты. Девика совершенствовалась в искусстве сценических декораций, работала гримёром на съёмках Греты Гарбо. Химансу Рай за эти годы освоил новейшую технологию кинопроизводства: век немого синематографа безвозвратно ушёл, наступила эра звукового кино.

В 1933 г., уже в павильонах британской IBP, Рай снял фильм «Карма», который примечателен по двум причинам: в этом фильме он и Девика сыграли дуэтом — это был самый первый фильм с участием Девики. Кроме того, съёмки велись одновременно на двух языках — английском и хинди — для проката в Европе и Индии. (Между прочим, им с Девикой обоим пришлось в спешном порядке изучать хинди!)

После «Кармы» поступило приглашение работать в американской киностудии Fox, но у Химансу Рая были другие планы. Он задумал создать собственную киностудию. И не где-нибудь, а в Бомбее. В этих замыслах ему помогали бывшие коллеги из UFA, и в первую очередь — друг и партнёр по ранним фильмам Франц Остен. Всё делалось с немецкой тщательностью и основательностью. А пока Химансу Рай был занять организацией нового бомбейского проекта, Девика в Лондоне успела принять участие в первой телевизионной трансляции ВВС.

Наконец, в 1934 году возникла Bombay Talkies Ltd., о которой говорят не иначе как легендарной студии, образцовой для того времени компании с полным циклом кинопроизводства, оснащённой по последнему слову техники.

С этой студией связаны яркие страницы истории индийского кино. Здесь раскрылись и окрепли многие актёрские таланты. В год снимали по три фильма. Почти во всех Девика играла главные женские роли. Немецкие операторы и светотехники снимали Девику Рани в той же манере, в какой они ранее снимали Грету Гарбо. В список её наиболее значимых фильмов входят:

Jawani ki Hawa (1935)
Jeevan Naiya (1936)
Achhut Kanya (1936)
Izzat (1937)
Savitri (1937)
Jeevan Prabhat (1937)
Nirmala (1938)
Vachan (1938)
Anjaan (1941)

Однако, похоже, что живые страсти кипели не только в съёмочном павильоне. Известно, что по ходу работы над Jawani ki Hawa Девика увлеклась своим партнёром по фильму Наджм-уль Хусейном. Современники поняли так, что она сбежала с ним. Химансу Раю пришлось её разыскивать и уговаривать вернуться. Она вернулась. С той поры главные мужские роли на студии стал исполнять весельчак и балагур Ашок Кумар, который до того ни о чём таком даже не помышлял и был весьма доволен своей ролью простого ассистента в фотолаборатории. Для него это стало началом успешной актёрской карьеры, длившейся почти 60 лет.

В 1936 году вышел самый известный из фильмов с участием Девики Рани — «Неприкасаемая» (Achhut Kanya). Эта роль сделала её примадонной индийского кино. Девика покорила абсолютно всех: и зрителей, и критиков. Притом что фильм стал известен далеко за пределами Индии. А в самой Индии песни из этого фильма любят и поют до сих пор. После этого фильма ни одна из индийских актрис не могла соперничать с Девикой Рани в популярности. В какой-то степени этот фильм отразил её недавние собственные переживания, историю её собственной любви — но об этом остаётся только догадываться. Следует только заметить, что сюжет фильма вполне этому способствовал. Возможно, именно для того, чтобы снять некоторые лишние ассоциации, Химансу Рай подправил сценарий: сделал героиню девушкой из касты неприкасаемых; хотя в оригинальном варианте у автора новеллы «На железнодорожном переезде» (At the Level Crossing) героиня была мусульманкой.

Каждый новый фильм добавлял популярности и киностудии, и её ведущей актрисе. Говорят, будто даже нацистским вождям нравились фильмы с участием Девики Рани.

Девика в образах своих героинь:

Когда началась война, британское правительство интернировало весь немецкий персонал студии Bombay Talkies. Для Химансу Рая настали трудные дни. Он чрезмерно много работал, стараясь лично восполнить кадровые потери. Для его здоровья эти нагрузки оказались фатальными: в 1940 году у него развился тяжелейший невроз, и от этой болезни он скоропостижно скончался.

После смерти Химансу Рая руководить студией стала Девика Рани. Оказалось, что быть директором совсем не то, что быть актрисой и женой. В этой роли ей пригодился весь её волевой характер. Каким именно был этот характер, можно отчасти понять, судя по следующей истории. Думаю, её нет в официальных хрониках. Спустя много-много лет, в 1989 году, на исходе другой жизни, эту историю Девика рассказала мне сама.

Однажды в горячие съёмочные дни 1945 года ей понадобились декорации для нового фильма. Ни один из предложенных эскизов её не удовлетворял. При случайных обстоятельствах ей попались на глаза картины какого-то иностранного художника с немецкой фамилией. Она оценила его мастерство и сочла, что это то, что надо. Навела справки, узнала, что он живёт в Индии. Велела послать к художнику, посчитав, что для него, конечно же, должно быть лестным предложение поработать для самой (!) Девики Рани. Каково же было её изумление, когда посланный ассистент вернулся ни с чем и сообщил, что художник наотрез отказывается разговаривать; он просто не хочет слышать ни о какой киностудии и ни о какой Девике Рани, кем бы она ни была. Нетрудно представить себе её негодование.

Думаю, Девика была вне себя, когда в ярости сама отправилась к этому художнику. Какой была их первая встреча, история умалчивает (в своё время я постеснялся расспрашивать об этом Девику слишком настырно, а теперь, увы, спросить не у кого...) Зато известно, что судьбе было угодно сделать её женой этого художника. И когда это свершилось, Девика не вернулась в кино — ни как актриса, ни как продюсер. Художник, ради которого она принесла в жертву свою блистательную карьеру, был не кто иной, как Святослав Николаевич Рерих. Он стал её второй жизнью.

Девика и Святослав в 1946 г.

Разные ангажированные люди любят рассказывать о Девике всякие неумные мифы (в России, по крайней мере). А была она незаурядной личностью. Безусловно, светлой. Фальшь и неискренность чувствовала за версту. Оберегала Святослава от всяких аферистов, как могла, пока доставало сил.

Такой видел Девику Святослав Рерих:

Впоследствии журналисты неоднократно допытывались у Девики: неужели она никогда-никогда не жалела о том, что так неожиданно и вдруг бросила мир кино? Она неизменно отвечала: «Я никогда не оглядываюсь назад. Для меня важно только то, что есть сейчас, и то, что будет».

© VVL, 2006-2018


мемуарыдевика-ранирерихиндияистория-кино
17
0.995 GOLOS
0
В избранное
rualev
На Golos с 2018 M01
17
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (30)
Сортировать по:
Сначала старые