Еда в фильмах Леонида Гайдая. Операция «Ы» и другие приключения Шурика
© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Еда и секс – самые витальные вещи, и удовольствие от них – самое сильное. Каждый талантливый кинорежиссер умеет подчинить эти стихии своему замыслу и создавать их образы соответственно сюжету и общей атмосфере фильма.
Вот и Леонид Гайдай, тонко чувствующий, как всякий гениальный комедиограф, не только витальность еды и секса, но и их мифологическую укорененность в теле культуры, остроумно и изобретательно вплетает тему еды в ткань своих фильмов.
Начну с кинокартины «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Несмотря на небольшой хронометраж новелл киноальманаха, тема еды присутствует в той или иной степени проявленности в каждой из них.
В новелле «Напарник» обеденный перекус главных героев становится началом закручивания пружины праведного гнева Шурика. Я сомневаюсь, что нарушителей общественного порядка, тунеядцев и алкоголиков кормили подобным образом, но все наверняка помнят аппетитный шашлык и сакраментальное «А компот?» дебелого верзилы в великолепном исполнении Алексея Смирнова.
© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
И на контрасте – бутылка кефира и булочка у бедного студента.
© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Раздельность трапезы и разнородность ее состава усугубляют антагонизм главных героев, перерастающий в открытое противостояние. В итоге добро побеждает зло, но фразу «кто не работает, тот ест» уже не вытравить из коллективного бессознательного советского человека.
Тема еды в новелле «Наваждение» довольно замысловата. Заколдованные грядущим экзаменом (инициацией) главные герои не только не замечают (не видят) друг друга, но не чувствуют вкуса еды и теряют на время половую определенность.
Сцена с совместной трапезой забавна и пародийно символична. Упустим прилипчивые «сосисочные» ассоциации и остановимся на двух моментах: утрате героями способности различать вкус пищи и совместном поглощении яблока.
© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Если в первом случае поедание горчицы на сладком пирожном объясняется зачарованностью главных героев будущей инициацией-экзаменом, то во втором очевидна аллюзия на библейскую сцену искушения Евы и Адама. Однако грехопадения не произошло – ведь перед инициацией следует хранить целомудрие, да и яблоко они ели, не замечая друг друга.
© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Наконец экзамен сдан, инициация свершилась. Живая вода из автомата с газировкой расколдовала Шурика, и он увидел Ее. Она улыбается и ест мороженое – к ней опять вернулся вкус жизни и еды.
© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Герои знакомятся и впереди у них еще много открытий.
В третьей новелле «Операция „Ы“» нет совместных трапез или сцен приготовления пищи, но есть выразительный контраст между теплым уютом дома с булькающими кастрюлями и убегающим тестом и холодом безжизненных улиц и склада.
© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Даже на рынке, где торгует чем попало троица жуликов нет живительной энергии пищи. Разве можно считать едой самодельные леденцы, которые продает Балбес? Это, скорее, суррогат, причем с «ледяной» коннотацией.
© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Склад также безжизнен. Хранящиеся в нем товары в нем гулкие, звонкие, грохочущие, но холодные и мертвые, вплоть до стучащего зубами скелета.
© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Живое пространство находится только там, где варятся каши, супы и варенья, смеются дети и куда-то вечно убегает тесто.
Автор статьи - @viromiro