Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-mir-kino
7 лет назад

Эльдар Рязанов vs еда : «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса»


Карнавальная_ночь-5.jpg

© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

В отличие от умеренного раблезианства фильмов Леонида Гайдая, картины Эльдара Рязанова выражают какое-то пренебрежительное и даже брезгливое отношение к еде.Конечно, корпулентность фигуры замечательного режиссера Рязанова, особенно в сравнении с изящным абрисом Гайдая, заставляет усомниться в его нелюбви к «земной» пище, но в своих фильмах он лишает пищу каких-либо положительных смыслов.

Припомните, пожалуйста, хотя бы одного положительного героя фильмов Рязанова, который был бы полностью увлечен едой. Персонажам всегда либо мешали, либо они сами оставляли пищу с брезгливым – «Какая гадость. Какая гадость эта ваша заливная рыба». Именно – ваша, не его. Есть, правда, одно исключение. Но о нем позже.

Герои Рязанова никогда не упивались едой, не отдавались ей полностью, не желали слиться с ней в экстазе удовольствия. Между положительными героями и пищей всегда лежит пропасть презрения к телесности и тому, что ее питает. Все те, кто стремился получить удовольствие от поглощения еды, оказывались либо безнравственными мерзавцами, либо криминальными типами.

Широко использует Рязанов прием отказа от совместной трапезы, маркирующий скрытый или явный конфликт и неприязненность в отношениях между персонажами.

Существует еще одна модель расположения героев кинокартин Рязанова к еде – это нейтральное к ней отношение, которое и демонстрируют, например, герои первой кинокомедии режиссера – «Карнавальная ночь» (1956). Но таких примеров мало, в основном преобладает негативная артикуляция смыслов, полных предубеждения и отторжения пищи.

Рассмотрим самые показательные фильмы.

В легендарной «Карнавальной ночи» еда присутствует и довольно обильно (правда, очень условно) на праздничных столах Дома культуры. Еще бы – Новый год! Даже в советское время действовал магический принцип «подобное к подобному», поэтому новогодний стол всегда был предельно разнообразным и сытным.



© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Итак, столы накрыты, но персонажи как будто не замечают этого. Еда их совсем не волнует, они увлечены друг другом и происходящим на сцене. Только шампанское льется рекой.


© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Любопытная деталь: из всех действующих лиц киноленты поглощает пищу только бюрократ Огурцов – он с большим аппетитом ест что-то вроде сметаны или кефира. А вот лектор Некадилов, хотя и пьет коньяк рюмками, совсем не закусывает.


© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Конечно, «эфемерность» фильма можно объяснить ее жанром – музыкальной комедией, но и в следующем фильме – «Девушка без адреса» (1957) можно проследить появления пренебрежительного отношения к еде.


© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Уже на первых минутах кинокартины мы наблюдаем очень «говорящие» сценки: как опаздывающая бабушка вырывает из рук внучка и сердито отбрасывает недоеденный им кусок арбуза, как в коридоре поезда на заднем плане со вкусом поедает яблоко весьма корпулентная дама. Потом рассыпавшаяся диета этой дамы (чемодан яблок) помешает героям встретиться на перроне вокзала. Как видим, от еды только неприятности.

Далее. Главная героиня Катя Иванова (Светлана Карпинская) и ее дедушка (Эраст Гарин), отмечая приезд девушки в столицу, пьют только чай с вареньем, и Катя дарит единственному родственнику (внимание!) … большую чайную чашку.


© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»




© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

А вот следующая сцена с едой весьма «тяжеловесна». Катя мечтает стать актрисой оперетты, и дедушка приглашает на ее «смотрины» очень «видного» эксперта по талантам – гардеробщика из Московского Театра оперетты (Василий Топорков).


© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Дедушка угощает приятеля основательно (ведь решается судьба любимой внучки): на столе можно заметить несколько видов закусок, горячее, графин с водкой.
Однако «презентация» артистического дарования девушки закончилась скандалом: рассерженный нелестными отзывами гардеробщика о талантах Кати дедушка бросает приятелю: «Знал бы, не звал тебя, старая вешалка!». На что гардеробщик, наполняющий в это время тарелку едой, замирает, с гневом освобождает посуду и с фразой – «После таких слов прошу больше не рассчитывать на контрамарки» - уходит. В этой сцене Рязанов впервые использует прием: отказ от еды как признак конфликта.




© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Немного в сторону: сцена с гардеробщиком – одна и самых сочных в фильме. И это неудивительно, ведь ее разыграли замечательные актеры театра и кино – Эраст Гарин и Василий Топорков. Последний известен и как выдающийся театральный педагог. Среди его учеников – О. Табаков, В. Гафт, О. Ефремов, Л. Дуров, Е. Урбанский.

Однако вернемся к фильму и теме еды. Главный герой Паша Гусаров (Николай Рыбников) не ест вообще. Его приятель Митя (Юрий Белов) перекусывает бутербродом с чаем, а у Комаринских, у которых Катя недолго проработала домработницей, до обеда дело так и не дошло.

Все как-то зыбко и ненадежно, как и поиски главной героиней своего призвания. Какая может быть еда без укорененности и своего пристанища.Вот и у приютившей Катю Оли, возлюбленной Мити, девушки опять только пьют чай с бутербродами.




© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Более того, на одной из своих многочисленных работ, в бесполезной конторе, Катя чай разносит. В этом случае смысл довольно внятный: гонять чаи – символ пустопорожнего времяпрепровождения, хорошо характеризующий деятельность упомянутой конторы.




© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Пища попадает в кадр еще несколько раз. Это растаявшее мороженое в сцене расставания Паши с бывшей подругой;




© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

купленный для свидания, но скормленный «заперевшей» приятелей собаке зефир; скромный рабочий обед Кати из помидора, булки и бутылки молока.
Во всех этих случаях пища непритязательна и легко «считывается». Талое мороженое говорит об остывших чувствах, зефир – об утраченных надеждах, скромный обед – о скромном обеде :).




© ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Как видим, еде в ранних фильмах Рязанова довольно условна и не несет, за редким исключением, символической нагрузки. Однако неприязненное отношение к еде и маркирование ею конфликтных ситуаций уже присутствует. Дальше – больше. Но об этом в следующий раз.


Автор статьи – @viromiro

6
227.033 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (23)
Сортировать по:
Сначала старые