Режиссёр Николай Досталь
Режиссёр Николай Николаевич Досталь отметил в прошлом году свой 70-летний юбилей. Отечественный кинематограф насчитывает семнадцать его режиссёрских работ, среди которых телевизионные сериалы и прокатное кино. В 2005 году телесериал «Штрафбат» получил премию «Тэфи», как лучшее кино в своей категории, а в 2007 году сериал « Завещание Ленина», снятый по произведениям Варлама Шаламова, был признан лучшим телесериалом года.
Досталь – режиссёр разносторонний: комедии, исторические фильмы, документальное кино, экранизация классиков и наших современников - таков перечень его кинематографических предпочтений. В его послужном списке много наград, но как он сам говорит, один из самых «говорящих»- это приз зрительских симпатий, есть у режиссёра и такая награда.
Эталон-фильм (c)
Среди его фильмов существует отдельная категория работ православной направленности. Это «Мелкий бес», снятый по одноимённому роману Фёдора Сологуба; «Раскол» - сериал о Никонианской реформе в России; и, наконец, последняя его работа фильм « Монах и бес», вышедший в прокат осенью 2016 года. Как мне кажется, этот фильм характеризует Досталя, как человека, который умеет донести важное послание сквозь улыбку и иронию.
Эталон-фильм (c)
Фильм «Монах и бес» это история монаха Ивана и беса Легиона, весь смысл существования которого сводится к тому, чтобы повернуть монаха на путь беззакония.
Когда в многочисленных интервью режиссера спрашивают: «Что взято за основу сюжета»? Досталь смеясь, рассказывает байку о том, как вечером уставший монах возвращается в келью и, увидев на своей лавке чёрта, сочувствует ему: «...поди устал от трудов неправедных» и ложится спать под лавку. Чёрт при этом пулей вылетает из кельи. Так любовью и смирением побеждается зло. А если серьёзно, то режиссёр говорит о двух житийных источниках: об истории праведника Нило-Сорской пустыни Ивана Шапошникова и другого праведника, святителя Иоанна Новгородского. Эти истории были рассказаны Досталем сценаристу Юрию Арабову, который и написал замечательный сценарий к фильму.
Эталон-фильм (c)
С первых минут картины ловишь себя на том, что недоумение на начальных кадрах сменяется вскоре удивлением и улыбкой, пока, наконец, тебе не открывается весь замысел происходящего. Монах в исполнении Тимофея Трибунцева (великолепная работа) - то ли шут с ярмарки, то ли вовсе сказочный герой. Да и прочие персонажи словно сошли со страниц русской литературы: тут и царь, и поп, и простоватый Иван в компании с чёртом. Первая ассоциация, конечно, «Вечера на хуторе...» Гоголя.
Как бисером пересыпана речь главных героев пословицами и поговорками, а порой и перевёртышами. Чего стоит изречение беса: «Не любите, да не любимы будете», или его слова о сатане «очень эффективный руководитель», или это, на злобу дня: «Не пьют на небеси, а на Руси-кому не поднеси...»
Эталон-фильм (c)
Сквозь юмор и бесшабашность проглядывает грусть, усталость и безысходность главного героя, который подкупает своей бесхитростностью. На его фоне бес в исполнении молодого актёра Георгия Фетисова - безжалостный фигляр и интриган.
Высочайший уровень актёрских работ, отсутствие излишних спецэффектов и надуманности происходящих событий позволяет зрителю проникнуться талантливой игрой актёров, задуматься, а где-то и погрустить вместе с персонажами.
Если первая часть картины- это шарж, добрый юмор и динамичный сюжет, то во второй части, скорее, вспоминаются слова Достоевского: «...дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». Фильм уже не напоминает нам комедию, перед нами разворачивается жизненная драма.
Эталон-фильм (c)
Неожиданный финал фильма многим не понятен. Бес приходит к покаянию? Как сказал один из зрителей: «Эта притча о том, что бесы живут в каждом из нас, и каждый из нас сам решает, что с ними делать...». Одержать такую победу можно только чудом. Может быть, финал фильма это оно и есть, то самое чудо? Хотя, лично я больше верю в идею другого нашего классика, утверждавшего, что “делать чудеса своими руками” следует.
В любом случае, фильм заслуживает высокой оценки. Я намеренно не рассказала фабулу картины. Пусть будет и у других зрителей шанс восхититься фильмом и сделать себе пометку вроде моей: «в любимые».
Автор текста @ruta