Сильные принцессы и смешные короли Надежды Кошеверовой

Трудно снимать сказки, когда на дворе двадцатый век; трудно снимать сказки, когда уже есть Роу и Птушко; трудно снимать сказки, когда ты женщина-режиссер в сороковые годы, но не будем о грустном.

Главное – трудно не снимать сказки, когда твои современники – Шварц, Раневская, Немоляева, Даль, а все остальное не так уж и важно. Кто не понял: я о Надежде Кошеверовой, легендарном режиссере минувшего века.

Ее сказки, снятые по сценариям Шварца и Вольпина до сих пор не утратили актуальность. Да, современные дети на раз замечают картонные замки и кукольных животных, но все так же переживают за Золушку, возмущаются непутевыми королям и болеют за сильных принцесс. А ирония Шварца? А игра звездных актеров? То-то и оно.

Золушка, 1947


Источник

Фильма бы не было, если бы Кошеверова, вернувшись из эвакуации в 1944 году, не встретила Жеймо. Представьте Золушкино лицо в этом самом сорок четвертом году в Москве, и вы поймете. Кошеврова как увидела этот кроткий растерянный взгляд, так и решила: «Яничка, вы должны сыграть золушку».

Конечно, на роль сценариста Кошеверова выбрала Шварца, который с энтузиазмом взялся за работу. Он, кстати, терпеть не мог, когда актеры отступают от сценария и начинают импровизировать. В этот раз исключение было сделано, угадайте, для кого. Для Фаины Раневской. Она импровизировала всегда и везде, и «Золушка» не стала исключением. Сцена с перьями « Я работаю, я работаю, как лошадь» сымпровизирована ей от начала и до конца.

Для тех, кто фыркает при виде раскрашенной «Золушки», у меня новость: фильм изначально должен был быть цветным, но материальный вопрос, как всегда, решил за всех. Трофейные костюмы, привезенные из Берлина, цветные платья и декорации мы разглядели только много лет спустя.

После «Золушки» Кошеверовой было запрещено снимать сказки 15 лет. Сказка, это слишком легковесно, товарищи. Как-то даже безыдейно. Чему она научит советского ребенка? То-то и оно! За это бессказочное время, режиссер успела снять комедии: «Укротительница тигров», «Осторожно, Бабушка!», «Шофер поневоле».

И вот, в 1963 году – новая яркая сказка опять по сценарию Шварца

Каин XVIII


Источник

Большинство из вас ее и не вспомнят: насквозь сатирическая сказка, написанная сразу после Карибского кризиса. Весь фильм только и гадаешь: кому досталось от Шварца больше: Третьему рейху, советскому быту или все-таки США?

-- А зачем мне пушка?
--Чтобы защищаться.
--От кого?
--От того, кто на вас нападет.
--Но на меня никто никогда не нападал.
--Это пока у вас не было пушки.

Однако сказка вышла в прокат ограниченным тиражом вовсе не из-за своей сатиры, а из-за такого случая, который сам по себе анекдот.

На премьерном показе оказался Никита Хрущев. Большую часть фильма он проспал.
Но стоило герою переодеться в женское платье, скрываясь от преследования, генсек проснулся и завопил:

-- Пидо$$асы! Фурцева бля$ь снимает кино про пидо$асов. Всех уволить!
И всех уволили.

В общем, веселенькая сказка. Если кто так не увидел, советую посмотреть. Тем взрослым, кто не лезет в Гугл при словах «Карибский кризис» и застал советский быт хоть краешком глаза, будет смешно. А детям -- очень смешно просто потому, что герои смешные и сказка смешная.

Старая, старая сказка, 1968


Источник

Снятый по мотивам сказок Андерсена этот фильм имеет свою маленькую легенду. На роль злой ведьмы, сыгранную Верой Титовой, Титова никак не предполагалась. Кошеверова выбирала других актрис, куда более подходящих по типажу. Но случилось так, что никого, кроме Титовой рядом не было в момент, когда актеру, пробующемуся на роль солдата, надо было подыграть в эпизоде. Титову попросили несколько минут побыть ведьмой, она подыграла и забыла.

Время спустя, в гостинице в Риге подходит к актрисе горничная и дает телеграмму: «Поздравляю, ты ведьма. Кошеверова». По словам самой веры Титовой, горничная после того случая больше не показывалась ей на глаза.

А какая получилась ведьма! Кокетливая, с искрой, с хитринкой: «Не старая, а пожилая».Просто отличный дуэт для молодой Олега Даля в роли солдата.

-- А как у тебя с деньгами, а?
--Тут, бабусь, все нормально. Мелких нет, а крупных никогда не было!
Что было дальше, без меня знаете. Колодец, собаки, огниво.
--Ты увидишь трех страшных собак, они сторожат золото. Ты им скажешь волшебное слово «Фу!»
Капризная принцесса в исполнении совсем юной Марины Нееловой и мягкотелый король Владимир Этуш, который пытается через дочкино замужество решить свои материальные проблемы.
--Эгоистка! Вместо того чтобы думать о моих интересах, думаешь только о своих интересах!
А во дворце уже бутылки пытаются сдать, только нигде не принимают. И палача нет, и прокурора, -- все уволились. Одна радость: кроль, подрабатывая то лакеем, то привратником у себя же зарабатывает чаевые.
-- Ты готов меня отдать кому угодно, хоть дракону хоть людоеду, только бы у него были деньги. Пап, как тебе не стыдно!
--Стыдно быть королем без денег.

В итоге капризная принцесса окажется права, оставшись с бедным солдатом. Но это очень старая сказка, ее и так все знают.
После этого фильма Кошеверова снимала одни сказки.

Царевич Проша, 1974


Источник

И сценарист другой -- Михаил Вольпин, и актеры, а все тот же юмор, тот же мягкотелый король (Георгий Вицин) и сильная принцесса (Татьяна Шестакова).

Чего стоит одна завязка: парня выгоняют из дома за то, что отказался рассказывать отцу-королю свой сон. Ладно бы только король, но и все встречные-поперечные обижаются на Прошу (Сергея Мартынова) за то, что тот не умеет врать и не хочет рассказывать сон.

По иронии, правильный царевич наживает себе друга-воришку, сыгранного Валерием Золотухиным, и вместе они творят великие дела: побеждают разбойников, спасают принцессу и целое королевство от тирана за компанию.

Тиран (Евгений Тиличеев) похитил принцессу, и царевич с другом мчатся ее спасать. Но все оказывается не так просто, и герой попадает в тюрьму.

Украшает фильм великолепная Пельтцер, которая играет служанку волшебника. Рассеянный волшебник все забывает. И немка-служанка вынуждена все подсказывать и помнить за двоих.

-- Спасибо, дорогая Берта, что ты меня ошибаешь, когда я поправляюсь.
-- Поправляю, когда вы ошибаетесь, а ошибаетесь вы на каждом слове.
Собственно, рассеянность волшебника и спасает в итоге всех. Таков юмор советской киносказки.

Как Иванушка-дурачок за чудом ходил 1977


Источник

Тоже сценарий Вольпина. На этот раз –без королей и принцесс. Хватит купца и его дочки.Неподражаемый разбойник – Михаил Боярский, Пельтцер, бабушка советского кинематографа. Непокорный Даль в роли Иванушки-дурачка и Владимир Этуш в эпизодической роли, но какой!

А все началось с того, что Иванушка-дурачок влюбился в купеческую дочку, но родители оказались против. Да не просто против, а надумали Иванушку отравить.Отравительницу играет Пельтцер, смешная даже в роли злодейки. « Я старушка старая, я старушка квелая, между прочим, баба я все равно веселая»…

Настенька (купеческая дочь) вовремя узнает и спасает Ивана от некрасивой алкогольной смерти, но от расстройства лишается чувств. И вот чтобы вернуть ей чувства, Иванушка и отправляется за чудом.
Попутно, он будит совесть в разбойнике, возвращает волшебнику веру в людей, веселит бабу-ягу и кормит ухой короля.

В общем, не зря сходил.

Соловей 1979

Грустная сказка по сценарию Михаила Вольпина.

От Андерсена только и осталось, что роза, соловей и голый король. Но детям она от этого только ближе.
Герой, простой деревенский парень, спасает незадачливого волшебника от некрасивой смерти и, нарвавшись в благодарность на непрошеное чудо, влипает в царскую жизнь, как в болото.
Смешно и зло показан царский быт и придворные. Каждый – ходячая карикатура: генерал с цветочками на лысине («Голова как колено, глуп как полено»), учитель французского со своим «Барань жеваль травю». Здесь же обыграны Андерсоновские эпизоды с искусственным соловьем и новым нарядом короля. Герою это все претит от начала и до конца.

-- Я полагаю, что цветочки эти искусственные в глубине души думают, что они-то и есть самые настоящие.
-- Да какая же душа может быть у этих цветов?
-- Искусственная, ваше величество. Искусственная душа -- самое натуральное явление.

И только любящая девушка может его оттуда вытащить. Сильная героиня Светланы Смирновой ставит на уши и незадачливого волшебника, и весь королевский замок за компанию. А нечего у нее парней уводить!

Ослиная шкура, 1982

52db85923b507d697b22fc9c03b27b18.jpg
Источник

Опять сценарий Михаила Вольпина; опять от сказки Перро мало что осталось. Опять сильная принцесса, мягкотелый король и неподражаемая Светлана Немоляева в роли принцессиной мачехи.

-- Все порядочные монархи остались в памяти человечества с какими-нибудь прекрасными прозвищами. Леопольд Жестокий, Филлипп Беспощадный, Арнольд Кровавый. А вы хотите остаться в памяти человечества под номером. Гастон девятый! Гастон девятый, -- и все!
-- Ну а что еще?
--Ну хорошо, а кто же я тогда? Ваша жена, ваша супруга, ваша единственная половина, кто я тогда? Половина кого? Половина девятого? Не женщина, а который час?!

А начиналось все мирно, как в «Спящей красавице». На рождение дочки король созвал волшебниц, а одну, не очень добрую, не пригласил. Она пришла сама (конечно, это была Пельтцер) и сделала свое предсказание, которое оказалось не таким уж страшным, но от ослиной шкуры не уберегло.

Но принцесса была, напомню, сильная, иных у Кошеверовой не бывает. Она с честью выдержала все испытания и принца между делом спасла. А ну их эти ваши стереотипы.

Конечно, это не все сказки Кошеверовой и не все фильмы. Есть еще «Тень» и «Сказка про влюбленного маляра». А «Черевички» сейчас так просто не посмотришь, надо искать копию у ценителей. Но что вспомнила, то с ребенком и посмотрела. Ей понравилось, хоть и не все было понятно. Да, современные дети на раз замечают картонные декорации и кукольных животных, но не обвинят режиссера в картонных персонажах.


Автор текста @mary-n

мир-киномиркино-интересноекиноpskvox-populimary-n
205
431.914 GOLOS
0
В избранное
Мир Кино
Гильдия киноманов Голоса
205
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые