«Город на память». 231. Театр кукол имени Образцова

27 марта 2016 года
Фотопроект «Город на память». 231. Театр кукол имени Образцова

В 1931 году Сергеем Образцовым был создан «театр-лаборатория, движущий вперёд развитие кукольного жанра». Не имея собственной сцены, труппа из двенадцати человек экспериментировала с оригинальными конструкциями кукол, ставя спектакли разных жанров - от народной сказки до агитационного памфлета. За минувшие годы Театр кукол имени С.В.Образцова стал уникальным явлением мировой культуры - это самый большой театр кукол с крупнейшим музеем театральной куклы от античности до наших дней и наиболее полной библиотекой об искусстве куклы.

Сергей Владимирович Образцов не пошёл по стопам отца, известного инженера, чьим именем названа одна из столичных улиц, а получил театральное образование в студии МХАТ и вышел на эстраду, исполняя пародийные репризы с куклами. Он создал и более шестидесяти лет возглавлял театр кукол, живший по законам театра драматического. По мнению литератора Корнея Чуковского, «Он сам изобрёл свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов».

Возможно, в представлении многих горожан театр кукол это зрелище анахроническое, пришедшее из глубины веков, когда кукольники на площадях развлекали народ незатейливыми сценками. Действительно, это история древняя, возникшая в Древней Греции, Индии, Китае, Египте, вышедшая из языческих обрядов, но со временем ставшая самобытным явлением в мире искусства.

Современный театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов со своими героями. В качестве примера такого взаимодействия можно привести спектакль Театра кукол имени Образцова «Безумный день, или Женитьба Фигаро»: в ролях каждого из персонажей пьесы Бомарше заняты и люди, и куклы. Куклы разыгрывают сценку, затем исчезают за ширмой и вместо них перед зрителями появляются театральные артисты, продолжающие кукольный диалог. Замена происходит вполне органично, «ведь куклы так похожи на людей». Так же органично смотрятся сцены, когда, например, Фигаро-человек общается с Сюзанной-куклой. Это высочайший уровень мастерства в традициях Сергея Образцова, который воспитал несколько поколений актёров, режиссёров, сценографов, художников.

Театр был создан по инициативе Дома художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года и показывал одно представление с участием кукол-марионеток приглашённых артистов И.Зайцева и А.Тригановой «Цирк на сцене». Первый собственный репертуарный спектакль был поставлен 17 апреля 1932 года - в политическом памфлете «Джим и Доллар» разоблачались пороки загнивающего буржуазного мира. В годы Великой Отечественной войны артисты театра создали фронтовую бригаду и выступали перед бойцами на передовой (по воспоминаниям артистов один из концертов проходил в восьмистах метров от немецких позиций), перед ранеными в госпиталях со специально подготовленной сатирической «Фронтовой программой», в эвакуации детям показывали сказочные спектакли.


Выездной спектакль театра кукол: https://pastvu.com/p/41653

Большинство спектаклей были рассчитаны на детскую аудиторию - «По щучьему велению», «Весёлые куклы», «Волшебная лампа Аладдина», «Маугли», «Конёк-Горбунок» и другие, но с годами репертуар прирастал «взрослыми» постановками - «Необыкновенный концерт», «Божественная комедия», «Дон Жуан-76», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Вместе с Образцовым долгие годы работали стоявшие у истоков Евгений Сперанский и Семён Самодур, а в 1940-е годы к ним присоединились Зиновий Гердт, Владимир Кусов, Николай Гжельский. В современную труппу входят десятки актёров, из которых добрая половина удостоена почётных званий Народный артист России или Заслуженный артист России.

Сергей Образцов

Семён Самодур

Зиновий Гердт


Площадь Маяковского. 1937-1950 гг.: https://pastvu.com/p/39753

В 1937 году власти предоставили театру сцену на пересечении улицы Горького и Оружейного переулка (бывший Реалистический театр)


Площадь Маяковского. 1957 год: https://pastvu.com/p/107302

В декабре 1970 года театр переехал в новое здание на Садовой-Самотёчной улице. По словам Образцова, «здание это начали строить ещё в 30-е годы для студии Станиславского, а потом передали нам».


Студия Станиславского. 1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/29949
В середине 1930-х годов на месте деревянного дома генерала Дукмасова началось строительство Оперно-драматической студии имени К.С.Станиславского, но война помешала реализовать проект. Говорят, что за облицовкой современного Театра кукол скрыта лоджия с колоннами, оставшаяся от прежнего недостроя.

Начинка театрального комплекса была оснащена сложной сценической машинерией, раздвижным занавесом, стенами-трансформерами и считается эталоном стационарного театра кукол.

Фасад украшен металлическими часами, которые создали скульпторы Дмитрий Шаховской, Павел Шимес и инженер Вениамин Кальмансон. Каждый час открываются дверки одного из домиков и горожан приветствует одно из двенадцати сказочных животных. Только в полдень и в полночь можно увидеть одновременное появление всех зверей и птиц. Говорят, что 16 декабря 1970 года случился транспортный коллапс на Садовом - сотни горожан впервые наблюдали за этим диковинным аттракционом.

Сергей Образцов устроил в фойе «Уголок живой природы» с бассейном для экзотических рыбок и деревом с канарейками. В наши дни этот «живой уголок» представлен игуаной, которого зовут Тёма.

В нынешней театральной афише 35 спектаклей для разной аудитории. Для удобства зрителей на сайте http://www.puppet.ru/?pageId=189 указаны возрастные ориентиры, для кого предназначена та или иная постановка: «Для тех, кому уже исполнилось 3 годика», «Для тех, кому «стукнуло» 5 лет», «Для тех, кому миновало 7 лет», «Для тех, кто вырос». Из свежих постановок можно упомянуть «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2014), «Аленький цветочек» (2015), «Три Поросёнка» (2015). Готовится к постановке спектакль «Дон Кихот».

«Три поросёнка»
Режиссер-постановщик Екатерина Образцова и главный художник театра Сергей Алимов создали спектакль по сказке Сергея Михалкова. Маленьких зрителей ждут увлекательные приключения трех братцев — кругленьких розовых поросят с задорными хвостиками.

«Аленький цветочек»
Режиссер Борис Константинов определил жанр спектакля как «сказ для всей семьи» и сделал акцент на милосердие, заботу и любовь. Эти чувства вершат судьбу заколдованного сада и его безобразного хозяина, для сотворения чуда порой достаточно лишь доброго сердца.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Следуя Бомарше, обожавшему всевозможные розыгрыши и переодевания, режиссер Борис Константинов разыграет хорошо знакомую зрителям пьесу как первую репетицию знаменитого театрального шедевра. Бродячие артисты-кукольники собрались в деревенском сарае репетировать модную комедию, чтобы потом сыграть её в замке испанского гранда, заказавшего праздничное представление. Глава труппы раздает актерам листочки с ролями и начинает репетировать, привлекая в театральное действо всех рогатых, хвостатых и пернатых обитателей сарая.

Вечер воспоминаний об артисте Семёне Самодуре

За кулисами театра

Перед началом спектакля и в антракте зрители могут посетить Музей театральных кукол Театра Образцова, насчитывающий около 4000 единиц хранения. «Музей собирает и хранит куклы, технологии, изображения, документы, которые отражают исторический переворот не только в искусстве играющих кукол, но и во всей культуре куклы. Здесь сберегаются художественные открытия, переместившие куклу из области ремесла и народного творчества в сферу высокого профессионального искусства. Здесь отражён процесс художественного сотворчества выдающихся деятелей искусства играющих кукол стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, результатом которого стало создание профессионального театра кукол XX века. Тот самый процесс, где древняя магия, народное творчество профессиональные художественные школы и течения превратились в качественно новое явление культуры». (Б.Голдовский. Из вступления к альбому «Музей театральных кукол ГАЦТК им. С.В. Образцова»).

Надо заметить, что песня Андрея Макаревича про то, как «кукол дёргают за нитки», написана не про Театр Образцова. Все известные типы кукол представлены только в местном музее, а на театральную сцену выходят так называемые «тростевые куклы», которые в отличие от марионеток, управляются кукловодами снизу.

Вход в музей свободный при наличии билета на спектакль. Обзорные и театрализованные экскурсии проводятся по предварительной записи.
Тел. 8 (495) 699-55-53
e-mail: puppetmuseum@mail.ru

Основал музей актёр и режиссёр Андрей Федотов, он же в 1937 году положил начало уникальному книжному собранию на русском и иностранных языках, посвящённому театру кукол. Сейчас общий фонд библиотеки - 11 000 единиц. Пользоваться библиотекой могут работники тетра, а также все те, кому нужна специальная литература по театру кукол.

Государственный академический центральный театр кукол имени С.В.Образцова
Садовая-Самотёчная улица, дом 3
http://www.puppet.ru

Кстати, рассказывая о мире кукол-артистов, не используйте словосочетание «кукольный театр» - оно огорчает кукольников не меньше, чем пожарных, если их называть «пожарниками». Правильно - «театр кукол».

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете - Шаболовка...

москвасадовое-кольцосергей-образцовтеатр-кукол-имени-образцовагород-на-памятьмосковские-театры
216
169.080 GOLOS
0
В избранное
yamoskva
На Golos с 2017 M08
216
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые