Слушаем музыку правильно (лонгрид)

listening-to-music-properly.jpgИзображение взял на Pexels

Несмотря на то, что музыка в наши дни кажется всем некоей обыденностью, правильно её слушать — если и не своего рода искусство, то, как минимум, небольшая наука. Будем сегодня в этом разбираться.

Так что же это такое — музыка?

Музыкальное искусство будоражит умы человечества примерно с тех пор, как первобытный человек зачем-то решил ритмично постучать одной хреновиной по другой, поймал от этого кайф, а потом научил тому же самому своего соседа по племени. Примерно так зародилась не только сама музыка, но вместе с ней и шаманизм: повторяющиеся звуки вводили человека в некое приятное подобие транса, и музыка стала активно использоваться в религиозных ритуалах, отчего и получила такое широкое распространение, а шаманов стали признавать божьими сыновьями на Земле, даже учитывая то, что тогда и слов таких ещё не было. Тем не менее, музыкальная традиция оказалась крайне живучей, дожила до наших дней, претерпела миллионы мутаций, но сакральный подтекст, хоть нами в повседневности и не замечается, никуда из неё не делся. В самом деле, зачем мы, такие цивилизованные и высокоразвитые, слушаем музыку до сих пор? И почему мы хотим, чтобы музыка либо подходила под наше настроение, либо его меняла? Подробно на эти вопросы нам ответит наука психоакустика, а мы лишь остановимся на том, что прослушивание музыки всегда имеет некую цель, даже если мы думаем, что врубили своего любимого исполнителя на полную громкость от нечего делать. Он же неспроста любимый, не так ли?

И всё-таки, какой в ней смысл?

Итак, с тем, зачем нам музыка, мы определились. Но зачем она нам в данный момент? Мы хотим выбесить соседей снизу, прыгая под неё до половины второго ночи? Или же хотим подумать о разумном, добром и вечном? Поностальгировать? Сделать сюрприз любимому человеку, заказав на радио «нашу» песню аккурат к моменту, когда вы садитесь за стол, приступая к романтическому ужину по случаю годовщины? Или, может, шум метро бесит уже настолько, что нет сил его терпеть, и уши поскорее хочется заткнуть чем-то приятным? Несмотря на такое большое количество вариантов, сценарии прослушивания музыки можно условно разделить на три большие группы:

  1. Персональное прослушивание (в наушниках);
  2. Домашнее прослушивание (может осуществляться как группой, так и в одиночку);
  3. Массовое прослушивание (живой концерт, сет диджея в клубе).
И раз уж мы решили разделять, то разбирать эти случаи будем отдельно.

Персональное прослушивание

Моделей и форм-факторов наушников не счесть, но общие рекомендации в этом случае имеют место быть:

  • Выставив необходимую громкость, слегка понизьте её, буквально на один пункт по доступной шкале. Держите громкость всегда чуть ниже, чем «громко». Это уменьшит нагрузку на барабанные перепонки, а заодно может повысить остроту слуха, или хотя бы отсрочит его потерю. В случае с наушниками излучатели хоть и находятся в непосредственной близости от ушной раковины (и, соответственно, действуют на барабанные перепонки почти напрямую), но имеют небольшой размер, что немного искажает восприятие нами последствий от такого способа послушать музыку: кажется, что какие-то крошечные поющие затычки для ушей не способны испортить нам одно из важнейших чувств, хотя на самом деле вероятность повреждения слуха выше только на большом концерте с криворуким звукорежиссёром.
  • Покупайте наушники с хорошей внешней изоляцией. Наушники ведь покупаются для того, чтобы музыку слышал только их владелец, так? Увы, многим их обладателям сие неведомо, и нередко, стоя в транспорте или сидя на лавочке в парке, можно услышать, какой отвратительный музыкальный вкус у вон того чувака в синей кепке. Наушники открытого типа вообще предназначены для работы в студии звукозаписи, и выходить с ними на улицу — моветон и расточительство.
  • Не носите наушники подряд больше полутора-двух часов. И не имеет значения, какие: вкладыши, «затычки», «лопухи»… Все они так или иначе давят на разные части ушей и головы, в придавленных местах замедляется кровоток, что ведёт к риску отмирания тканей.
  • Защищайте разъём подключения и провод от внешних воздействий. Совет, конечно, от Капитана Очевидность, но многие им почему-то пренебрегают, поэтому уже через два месяца после покупки новых «ушей» бегут в гарантийный отдел жаловаться, что-де, новые «Соньки» за 12999 марсианских тугриков взяли и отказались играть звук в одном из каналов. В наше время можно купить что-нибудь беспроводное, и для улицы лучше брать именно такие. А вот дома и в студии лучше всего проводные, поскольку при прочих равных у них нет зависимости от заряда аккумулятора, равно как и потерь качества, вносимых используемым беспроводным протоколом. Кстати, многие производители сейчас делают гибридные наушники, и особо активным персонам стоит присмотреться именно к таким моделям.
  • Защищайте наушники от дождя, снега, жаркого солнца и сильного мороза. И если с первыми двумя пунктами всё более-менее понятно, то два последних очевидны не всем. Дело в том, что большинство пластмасс, даже современных, всё равно подвержены выгоранию (как минимум, от солнца тускнеет краситель), да и в особо жарких местах любимые наушники может натурально подплавить, из-за чего красивый дизайн будет уже не таким красивым. Зима же опасна ещё и тем, что пагубно влияет и на провода — трескается оплётка (поэтому прятать их следует не под верхнюю одежду, а, что называется, ближе к телу), и на аккумуляторы у беспроводных наушников, отчего время их работы сильно сокращается. А конденсат, который легко образовывается внутри корпуса, когда «уши» резко попадают в тёплое помещение с ледяной улицы, и вовсе способен вывести из строя всю логику беспроводной системы. Зайдя с холода в тёплое место, отключайте беспроводные наушники минут на десять.
  • Как бы того ни хотелось, не стоит слушать музыку в наушниках на улице громко. Отрегулируйте громкость так, чтобы можно было услышать подъезжающий автомобиль, громкий голос и прочие важные звуки, которые могут спасти жизнь. Это прозвучит банально и тупо, но у меня один друг погиб из-за того, что в наушниках не услышал приближающегося к нему поезда. Хоронили его чисто символически, потому что поезда, в отличие от людей, не шутят. Не стоит рисковать всей жизнью ради получаса музыкального кайфа.

Прослушивание домашнее, тёплое и ламповое

Свои особенности есть и у домашнего наслаждения музыкой:

  • Первое, на что стоит обратить внимание — это диаграмма направленности акустики. Зачастую, просто повернув или переставив/перевесив динамики, можно сильно улучшить звук, не прибегая к тратам на новую систему. Она обычно нарисована в инструкции на английском языке или лежит где-нибудь на сайте производителя. Поищите, «натяните» её на комнату, и сразу станет ясно, где лучше разместить свои расчудесные матюгальники.
  • Никакого пластика! В силу того, что воспроизведение звука идёт на гораздо большей, чем в наушниках, громкости, корпус акустической системы должен быть намного более стойким к резонансам: либо деревянный, либо из MDF, либо из аналогичного материала. Заодно это придаёт конструкции больше надёжности, хотя и не делает её подобной боевой машине.
  • Не стоит даже обращать внимание на системы, у которых меньше, чем две полосы частот. Однополосные системы, как правило, звучат либо глухо, либо слишком тонко, что явно не добавляет удовольствия от музыкальных произведений. В двух- и трёхполосных системах каждый динамик занимается своим делом, для которого он и создан, что в сумме даёт сбалансированное и чистое звучание.
  • Для выбора новой акустики, помимо подборки «эталонных» песен для оценки звучания, в магазин стоит взять с собой кого-нибудь ещё. Когда система будет выбрана, любимая песня на ней зазвучит, и звук в целом устроит, нужно начать говорить с человеком, который пошёл помогать с выбором. Если при средней громкости вы по-прежнему можете спокойно, без напряжения связок, переговариваться, значит, акустика выбрана правильно. Если нет, то увы, такие динамики будут вызывать дискомфорт не только у домочадцев и друзей, но и у соседей, так как пытаться перекричать их будут все.
  • Не стоит ставить домашнюю акустику в комнату с голыми стенами. Лучше всего размещать динамики так, чтобы резонанс комнаты проявлял себя как можно реже. В студиях звукозаписи и репетиционных помещениях для этого используются специальные басовые ловушки в углах и поролоновые экраны на стенах, в случае с квартирой или домом эту роль довольно сносно (с поправкой на то, что это всё-таки домашняя утварь) выполнят тяжёлые шторы, диваны и прочие мягкие предметы интерьера.
  • Проверьте заземление. Неважно, есть оно или нет на акустической системе — как правило, хотя бы одно из устройств в современных цепочках воспроизведения звука его требует: например, компьютер. И если он не заземлён, то скорее всего, звук с него фонит, даже если этого не слышно. Наличие фона электросети легко проверить, если включить все устройства, выставить поочерёдно на них громкость на максимум, но при этом ничего не воспроизводить, либо попытаться воспроизвести тишину (легко генерируется, например, в аудиоредакторе Audacity). Если услышите характерный «трансформаторный» треск или гул, то меры по заземлению воспроизводящей цепи или какого-то из её компонентов принять просто необходимо.
  • Акустику надо демпфировать. То есть, подкладывать под неё что-нибудь мягкое, чтобы при воспроизведении звука вместе с сателлитами не вибрировал, например, стол, на котором они стоят. Казалось бы, мелочь, но если это сделать, результат может быть ошеломляющим. В студиях звукозаписи так делают в обязательном порядке, и неспроста.
  • Ну и, конечно, не забывайте про лимиты громкости. Всё хорошо в меру. Пользуйтесь правилом из пункта про магазин, и музыка никому не помешает.

Трэш, угар и содомия: концерты, клубы, фестивали на открытом воздухе и городские мероприятия

Эта группа случаев стоит особняком, так как мощность используемой аппаратуры в разы, а то и на порядок-другой (вплоть до пяти) превышает таковую у домашних излучателей, и слушатель не может ничего контролировать. Тем не менее, даже здесь можно кое-что подправить:

  • На подобные мероприятия обязательно стоит брать беруши. Конечно, на некоторых крупных концертах (как правило, на открытом воздухе) звукорежиссёрам удаётся отстроить АЧХ на выходе так, чтобы было и громко, и комфортно, но в большинстве случаев это невозможно по огромному ряду причин. А посему без беруш лучше не приходить: кому охота прикрывать ушные раковины руками на протяжении всего шоу, чтобы не оглохнуть и услышать звук таким, каким он должен быть? Брать лучше беруши для музыкантов (в любом музмаге ≈250-400 рублей), но и аптечные на крайний случай тоже сгодятся. Поверьте, после первого же раза концертная жизнь перестанет быть прежней и заиграет новыми красками. А самое интересное — разговаривать со своей компанией будет проще при тех же усилиях.
  • Не стоит слишком близко подходить к воспроизводящему оборудованию. Несмотря на то, что оно кажется безобидным, всего один удар бас-бочки или малого барабана на приличной громкости способен даже сбить сердечный ритм или дыхание, а это, согласитесь, неприятно. Порвать барабанные перепонки и остаться без музыки навсегда таким образом ещё проще. Хотите попрыгать со сцены? Добро пожаловать где-нибудь между стенами звука, там, где у музыкантов мониторы. Там безопасно. Ну, разве что секьюрити могут ударить или грубо спихнуть обратно в зал или в оркестровую яму, но это уже со звуком не связано никак.
  • Старайтесь занимать места в центре зала, вне зависимости от удалённости от сцены. Там наилучшая стереокартина. Несмотря на огромные размеры помещения или открытой площадки, для стерезовука действуют всё те же правила, что и дома.
  • Не стоит напиваться или упарываться спидами. Обе эти вещи немного изменяют восприятие звука, и не всегда в лучшую сторону, а перспектива наблевать на пол концертного зала или уползти оттуда с тахикардией и гипертермией, честно говоря, так себе. Лучше либо на трезвую голову, либо… Сами знаете, если знаете.
  • Ну и, само собой, не стоит пытаться докричаться до соседа, если он не слышит. Поберегите связки. Сорвать их — секундное дело, вылечить же некоторым не удаётся до конца дней. К тому же, зачастую это неприятно другому человеку, а некоторым и вовсе удаётся оглушить собеседника на и без того громком мероприятии. Надо поговорить — лучше отойти. А ещё лучше не болтать во время шоу, а наслаждаться исполнением.

Общие рекомедации

Наконец, настало время поговорить и о каких-то не зависящих от обстоятельств прослушивания музыки вещах.

  • Используйте выравнивание громкости. Не лимитер или компрессор, которые сейчас суют в каждый плеер что на телефонах, что на компьютерах, а Replay Gain. Это нивелирует необходимость постоянно крутить громкость, делая прослушивание беззаботным: поставил и наслаждайся. Лично я пользуюсь этим порядка тринадцати, а то и более, лет, и впадаю в ступор, когда узнаю, что очередной знакомый меломан или музыкант не знал о существовании этой фичи. Есть она сейчас почти в любой программе для воспроизведения музыки, а в стриминг-сервисах, таких как Spotify, Google Music, Youtube Music, Яндекс.Музыка и иже с ними, ещё и включена по-умолчанию.
  • Относитесь с пониманием к просьбам сделать музыку потише. Поверьте, ваш прекрасный и восхитительный плейлист кому-то может показаться эталоном мерзости, и ничего с этим поделать нельзя. И даже если музыка человеку нравится, но при этом у вас медведь на ушах тарантеллу станцевал, уровень громкости может быть для автора просьбы болезненным.
  • Не используйте эквалайзеры. Поверьте, звукорежиссёры, которым платят порой баснословные деньги, получают их не просто так, а за то, что сведённые и отмастеренные ими записи впоследствии будут звучать максимально хорошо на любом оборудовании. В силу его возможностей, конечно. В последнее время кустарных записей стало намного больше, но и в целом их качество подросло за счёт удешевления профессиональной аппаратуры начального уровня, так что не надо строить из себя звукорежиссёра студии Abbey Road. Достаточно просто передвинуть динамики или купить акустику поприличнее. К тому же, качество обработки эквалайзеров в плеерах даже близко не сравнится с тем, как обрабатывают звук эквалайзеры профессиональные, которыми пользуются в студиях, и портить музыку, в которую вложена уйма труда, какой-то бесполезной игрушкой — отвратительная затея.
  • Откажитесь от пиратского контента, аудиозаписей Вконтакте и прочей неадекватной дичи. Cейчас есть огромное количество сервисов, где можно получить отличное качество за смешные деньги. Звучит легальная музыка гораздо приятнее, чем запитченный (дабы обойти злого робота-антипирата) и ещё раз пережатый в mp3 трек из Вконтакте. И это не какая-то аудиофильская причуда, если кто успел так подумать: двойное сжатие с потерями, ещё и с изменением высоты тона всей записи, что тоже не проходит без потерь качества, к хорошему не приводит. И если качество звука значения не имеет, советую просто зайти на Яндекс.Маркет и посчитать, на какую сумму среднему музыкальному коллективу нужно закупиться, чтобы начать деятельность. Это миллионы рублей, а иногда и долларов, если хочется, чтобы всё было качественным и долговечным.
  • При возможности купить «аудиофильский» мастеринг покупайте именно его. Несмотря на то, что в целом аудиофилы — народ придурковатый и фанатичный в своих антинаучных убеджениях, мастеринг для них всё-таки делают поприличнее, чем «для быдла». Я как-нибудь об этом расскажу подробнее, ибо статья и так получилась огромной.
  • Не зацикливайтесь на одном альбоме/жанре/исполнителе. Совет, конечно, очевидный, но я не могу его не дать, потому что часто вижу, как люди начинают «болеть» какой-нибудь группой или исполнителем, три месяца на репите гоняют один альбом или с десяток избранных композиций, а потом с тем же неистовством начинают блевать от некогда любимых произведений. Если я это наблюдаю сам, я начинаю блевать ещё раньше, уже день на третий. И возникает после этого только один вопрос: а зачем всё это было, если у человека только что появился ещё один ненавистный ему исполнитель?
  • Уничтожьте в себе привычку проматывать композиции до середины. Даже если в вашем плейлисте встречается только монотонный безликий туц-туц, называемый нынче модной аббревиатурой EDM, то даже в этом случае есть высокая вероятность пропустить хороший момент.
  • В компании лучше и проще всего договориться о квотах на то, кто и сколько ставит своих композиций, либо согласовывать плейлист на вечеринку заранее. Это гораздо удобнее, чем разжигать ожесточённые споры о том, кого чья музыка больше всех задолбала. Почему это приходит в голову единицам — загадка.

Ну, и завершу статью высказыванием одного музыкального блогера с Ютубчика: «Любите музыку в себе, а не себя в музыке».

До скорых встреч!

музыкатехнологиимнениежизньбасистомузыке
7
1.689 GOLOS
0
В избранное
alexthebassist
На Golos с 2018 M06
7
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые