Верность интонации: Джулия Гризи

Я испытываю нежные чувства к опере. А еще больше, к итальянской опере. Одно из самых важных имен оперы в Италии - Джулия Гризи, которую нужно знать обязательно, если вы тоже любите оперу.

Искусство Джулии Гризи было органическим сплавом вдохновения и интеллекта, озарения и изучения. Хотя основная часть ее репертуара принадлежала к итальянской романтической мелодраме и французской большой опере, в творчестве Гризи не было ничего от расчета на внешний эффект, броскую театральность. Как и искусство Рашель, с которой ее так часто сравнивали, она воплощала романтическую страсть в классически совершенных формах. 

Боткин указывал на удивительную естественность, античную простоту, свойственную ее сценическим созданиям. В творчестве Гризи сочетались высшие традиции итальянского бельканто с завоеваниями современного ей французского театра, искусство классическое и романтическое. Драматизм, страстная энергия ее исполнения нигде не нарушали строгих границ музыкальности.

Современники выводили ее творчество из традиций Д. Пасты, с которой вместе она выступала, в частности, на премьере «Нормы». Основные черты этого направления, согласно характеристике одного из современников, – «драматическое пение, сохраняющее необходимое соответствие между формой и содержанием... Подчинение голоса требованиям драматического положения без упущения из вида чистоты пения и употребления изящных фиоритур, оттеняющих его». Но если Паста иногда мелодраматизировала исполнение, особенно в последние годы, когда голос начал ей изменять, то Гризи сохраняла гармоническое единство. Она была гениальной вокалисткой, в совершенстве владевшей всеми секретами своего искусства. 

«Голос Гризи, – пишет один из современников, – поразительно полон и тягуч: впечатление, производимое им, можно сравнить с звуком кларнета, ствол которого наполняется... столбом воздуха. .. Этот голос прекрасен до сих пор... Все ноты от si-bemol или ровны, как перлы, поддаются оттенкам crescendo или decrescendo легко и выдерживают дивное пиано.

Верность интонации – поразительная; переходы нюансов до того тонки, что голос катится как по бархату. Фиоритуры... изящны, не отягощают мелодии, не напрашиваются на внимание. Еще особенность: эти фиоритуры имеют замечательный колорит, потому что Гризи производит их в довольно медленном темпе и не демонстрирует каждую ноту.

В совершенстве владея техникой, Гризи никогда не превращала пение в вокальную эквилибристику, рассматривая звуковую орнаментику не как цель, а средство, в то время как многие, даже выдающиеся певицы, в том числе Фреццолини и Персиани, нередко стремились поразить слушателя каскадом фиоритур. 

Современники говорили о ней: «Художественная простота [пения Гризи] до того поразила нашу публику, привыкшую к противному, что многим показалось, будто Гризи не умеет делать рулад». 

Характеризуя выдающееся достоинство вокального исполнительства Гризи, автор указывает в воспоминаниях: «Здесь она еще далеко не вся. Это драматическое пение, охватывающее всякое положение, всякий намек описать словами нет никакой возможности! Энергия, нежность и патетизм – страшные! Какое глубокое понимание сценических эффектов! Какое подчинение драматизма музыкальности! Вот это музыкальный драматизм; он весь в пении, которое им проникнуто». 

Кстати, положительно о ней отзывались и в России. Театральный критик и драматург Ф. Кони считал:

«Джулия Гризи — самая великая драматическая артистка нашего времени; она обладает сильным, звучным, энергическим сопрано… с этой силой голоса она объединяет удивительную полноту и мягкость звука, ласкающие и очаровывающие слух. Владея в совершенстве своим гибким и послушным голосом, она играет трудностями или, лучше сказать, не знает их. Удивительная чистота и ровность вокализации, редкая верность интонации и истинно художественное изящество украшений, употребляемых ею умеренно, придают её пению чудесную прелесть…»

Высоко ценил Гризи И. С. Тургенев. Сфера, в которой всего сильнее проявлялся талант Гризи, – воплощение борьбы противоречивых чувств: любви и ненависти, радости и отчаяния, резкие контрасты света и тени и неуловимые переходы настроений. Она сообщала жизненность мелодраматическим фигурам Доницетти, в частности Лукреции Борджиа и королеве Елизавете в «Роберте дЭвере».  

Красота, талант, полная самоотдача. В итоге она оставила бесспорно свой след в истории.

музыкагризикультура
25%
0
100
0 GOLOS
0
В избранное
buddistka
На Golos с 2018 M01
100
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые