Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
elm.mirror
7 лет назад

Рецензия на альбом Blackmore's Night "Shadow of the Moon"

Добро пожаловать мне на проект "Голос"! :)

В качестве своего первого поста публикую в открытом доступе свою академическую рецензию на музыкальный альбом группы "Blackmore's Night" в рамках пройденного мной курса "Проблемы исследования британской популярной музыки" в НИУ ВШЭ.

Треклист:

  1. "Shadow of the Moon" 5:06
  2. "The Clock Ticks On" 5:15
  3. "Be Mine Tonight" 2:51
  4. "Play Minstrel Play" 3:59
  5. "Ocean Gypsy"
    (Renaissance cover)
  6. "Minstrel Hall" (instrumental)
  7. "Magical World"
  8. "Writing on the Wall"
  9. "Renaissance Faire"
  10. "Memmingen" (instrumental) 1:05
  11. "No Second Chance" 5:39
  12. "Mond Tanz" (instrumental) 3:33
  13. "Spirit of the Sea" 4:50
  14. "Greensleeves" 3:47
  15. "Wish You Were Here"
    (Rednex cover) 5:02
    Бонус треки:
  16. "Possum's Last Dance" 2:42 (instrumental) (US/UK edition)
  17. "Minstrel Hall (strings version)" (instrumental) (1999 Japanese edition) 2:34

    Blackmore’s Night – американо-британская группа, прочно обосновавшаяся в нише жанра фолк-рок, с поджанром Средневекового- и Ренессанс-фолка, основанная в 1997 году бывшим гитаристом групп “Deep Purple” и “Rainbow” Ричи Блэкмором и его на тот момент возлюбленной, а сейчас супругой, Кэндис Найт. В том же 1997 году был выпущен их дебютный альбом “Shadow of the Moon”, который открыл широкой публике матёрого рок- гитариста совсем с другой, неизвестной до той поры стороны.
    Состав самой группы не является стабильным: единственными участниками с момента основания являются только сам Блэкмор и Найт, остальные музыканты меняются от альбома к альбому, но диапазон инструментов, используемых в записи и на концертах, редко меняется: электро-и акустическая гитары, басы, ударные, клавишные, тамбурин, мандолина, флейта, различные духовые, виолончель, скрипка, альт, и другие инструменты, преимущественно эпохи Средневековья и Ренессанса.
    Сам же дебютный альбом ансамбля является одним из самых любимых среди фанатов группы, так как именно с него они открыли для себя творчество группы, тепло принятым критиками в своё время, а также первой и, пожалуй, важнейшей страницей в вот уже 20- летней истории самой группы; именно этот альбом задал стандарты для структуры всех последующих альбомов группы, явил собой дверь в волшебный мир фантазий Блэкмора и его жены, и, безусловно, признаётся всеми слушателями как один из образцов жанра средневекого (мидивал-) фолк-рока.
    Альбом был выпущен в Европе немецким инди-лейблом Edel 2 июня 1997 года, а в США вышел только год спустя под его же американским ответвлением Edel America 17 февраля 1998 года. “Shadow of the Moon” продержался в немецком чарте 17 недель, и получил «золотой» статус в Японии за более чем 100 тысяч проданных экземпляров. Так, Германия и Япония стали первыми странами, признавшими новое амплуа всемирно почитаемого гитариста и с восторгом открывшие для себя его переход из хард-рока в более «неземной» и оторванный от реальности жанр. В чартах Германии и Японии альбом занимал 25 и 11 места соответственно.
    В самой записи приняли участие следующие музыканты: Ричи Блэкмор (электро- и акустическая гитары, бас, мандолина, барабан, тамбурин); Кэндис Найт (вокал, бэк-вокал); Пэт Реган (клавишные); Джеральд Флэшмен (флейта, труба, французский горн); Том Браун (виолончель); Леди Грин (скрипка, альт); а также приглашенные гости: Йен Андерсон (из
    прогрессив- и фолк-рок группы Jethro Tull, играет на флейте в треке Play Minstrel Play) и Скотт Хэйзел (бэк-вокал во всё той же Play Minstrel Play).
    Целостность альбома создаётся за счёт неизменного присутствия мгновенно узнаваемой гитарной игры Блэкмора в каждом из треков, обилием разнообразных музыкальных инструментов, а также единого для всех песен той или иной степени присутствия жанровых особенностей фолк-рока на стыке Средневековья и Ренессанса, с характерными романтичными фантазийными текстами. Сам состав треклиста – пара традиционных английских средневековых мелодий, пара отсылок к традиционным мелодиям других стран, чаще всего русских, около половины песен оригинального авторства Кэндис и Блэкмора, пара каверов на другие ренессанс-фолк группы (чуть позже это будут уже каверы на Rainbow), и пара инструментальных коротких композиций за авторством маэстро Блэкмора – и вот перед вами мгновенно узнаваемый альбом Blackmore’s Night, без возможности спутать с его произведениями других фолк-рок групп. Blackmore’s Night обретают свой «почерк» в большей степени за счет того, что не остаются строго в рамках конкретного жанра мидивал-фолк-рока: Блэкмор смело экспериментирует и с добавлением ноток хард-рока, и нью-эйджа, и современной поп-музыки.
    Рецензия на альбом авторства Брета Адамса на портале allmusic.com ставит альбому общую оценку 3 звезды из пяти возможных, в то время как пользовательский рейтинг посетителей сайта и среди них очевидно большинство – это поклонники группы – 4 с половиной звезды. В подразделе “настроения альбома” указаны следующие эпитеты: «приемлемый», «мечтательный», «ностальгический», «сентиментальный», «живой», «тоскующий». Русскоязычными поклонниками Blackmore’s Night в любительских рецензиях альбом признаётся как безусловный шедевр, открывший миру многогранность возможностей Блэкмора и ангельский голос и поэтический талант Найт. Часто встречающийся дискурс в фанатских рецензиях: «стареющий рокер наконец остепенился, обрёл любовь красивой женщины и начал заниматься по-настоящему любимым делом, не думая о дальнейшей популярности, маркетинге и продажах». Такой крутой вираж рокера хоть и оттолкнул часть поклонников, зато появившиеся новые стали максимально преданными и лояльными группе, и неизменно тепло встречают каждый последующий альбом коллектива. Временной контекст появления альбома – это конец 90ых годов 20 века – время, когда фолк-музыка не пользовалась особой популярностью, так как пережила его расцвет в 60е и 70е с деятельностью The Byrds, Боба Дилана, Jethro Tull, Led Zepellin, и других. Альбом Shadow of the Moon был выпущен в тот момент, когда мир больше интересовался танцевальной поп-музыкой, электроникой, ню-металом. Сам жанр фолк-рока был в некоторой степени маргинальным и не интересовавшим широкую аудиторию. Безусловно, приход Ричи Блэкмора с его репутацией и аурой признаваемого мастера повысил популярность жанра фолк-рока как такового, и послужил толчком к появлению и обретению популярности других групп, играющих средневековый английский фолк, например, Dropkick Murphys, Celtic Woman, Gaelic Storm, The Corrs, и других.
    Переходя к анализу непосредственно содержанию альбома:       
  18.  1. Shadow of the Moon – заглавная композиция, давшая название всему альбому, а
    соответственно, и задающая тон и настроение остальных треков. Авторами указаны сами Блэкмор и Найт, что является приглашением слушателю оценить талант обоих как сонграйтеров. Многими слушателями одним словом песня описывается как «атмосферная» - та самая атмосфера создается за счет вкрадчивой мелодии акустической гитары, клавишной партии с восточным оттенком, текста, вдохновленного восточной философией, и гипнотизирующего тихого, местами завывающего как ветер голоса Кэндис. Текст песни написан в третьем лице, с довольно расплывчатым повествованием о некой абстрактной девушке, танцующей в тени Луны. Функция текста довольна типична для жанра средневекового фолк- рока – создание фантазийного пространства, завораживающего слушателя и отвлекающего того от повседневной суеты. 
  19. The Clock Ticks On – песня, основанная на мелодии голландского композитора 16 века Тильмана Сусато, выдержанная целиком в мажорных тонах. Своеобразная менестрельская вариация вездесущего сюжета круговорота начала и конца, с добавлением поверх всего ритмичных хлопков музыкантов и оптимистичного зазыва духовых рожка и горна на романтическо-приключенческие подвиги (A cloak and dagger, / No fear of freedom, /When hearts beat in another time...).
  20. Be Mine Tonight – характерная только для творчества Blackmore’s Night и часто встречающаяся в дальнейших альбомах любовная баллада авторства Найт и Блэкмора, воспевающая чувство любви в лирической манере, наполненная переливанием акустической гитары Блэкмора и многоголосием Кэндис, эхом отзывающейся самой себе. Как таковые каноны мидивал-фолк-рока в композиции не присутствуют, что также является характерным почерком творчества группы, свободно позволяющей себе перемещаться между жанрами в более привычную на конец 90ых поп-балладу.
  21. Play Minstrel Play – композиция Пьера Аттаньяна, французского композитора эпохи Ренессанса, аранжированная Блэкмором. Партию флейты здесь играет Йен Андерсон из Jethro Tull, а изюминку в исполнение привносит мужской голос Скотта Хэйзела на бэк-вокале. В тексте явно прослеживается намек на историю Гаммельнского крысолова, который увел из города детей в отместку за отказ горожан оплатить его услуги. Композиция также содержит в себе вполне традиционный приём для средневековья, когда первая половина баллады отдана певице, а во второй музыканты устраивают форменный звуковой шквал. Фантастическая дуэль гитариста и флейтиста, двух лидеров, за каждым из которых в музыкальном мире тянется дурная слава тирана и деспота, просто захватывает – создаётся впечатление, что Кэндис просто сдуло этим ураганом.
  22. Ocean Gypsy – меланхоличная композиция из репертуара британской арт-рок группы Renaissance, услышанная Блэкмором и Найт во время выступления Энни Хаслам, вокалистки группы. Клавиши, играющие здесь особенную роль, манерой исполнения уводят ближе к жанру нью-эйдж. Текстовая составляющая безусловно романтична и трагична – история в тексте повествует о цыганке-возлюбленной Солнца, погибшей от своей же любви. Повествование периодически прерывается гитарными соло Блэкмора, как бы напоминающем о своём бесспорном мастерстве создателя лиричного настроения.
  23. Minstrel Hall – типичная для альбомов Blackmore’s Night инструментальная вставка, исполненная Блэкмором на акустической гитаре. Атмосфера композиции навевает образы мрачных средневековых замков Германии и Франции.
  24. Magical World – старинная английская традиционная рождественская песня, с тематикой текста на сюжет о Ромео и Джульетте, так же вполне характерный для ренессанс фолк-рока. Сам текст необычайно поэтичен, и текстовые приёмы и обороты в нем характерны для древнеанглийского языка, что опять же является одной из характерных черт мидивал-фолк-рока.
  25. Writing on the Wall – начинается с отрывка из вступления «Лебединого Озёра» Чайковского, как бы отдавая дань уважения русским классическим традициям. В последующих альбомах группы также русские мотивы будут неоднократно встречаться. В самой композиции слышны вкрапления диско-ритма и электрогитары, что является необычайно смелым решением в парадигме фолк-рока. Текст – отсылка на знамение, возвещающее о приближении трагической развязки (возможен намек на библейские пиры царя Валтасара).
  26. Renaissance Faire – мажорная мелодия в сочетании с высоким голосом Кэндис и откликающимся многоголосием создают неподражаемую атмосферу традиционной средневековой ярмарки, поднимающей настроение и вдохновляющей на подвиги. «Очарование Ренессанса» - так песню описывает сама Кэндис.
  27. Memmingen – еще одна полностью инструментальная композиция в исполнении гитары Блэкмора на этом альбоме. Мемминген – городок в Германии, где раз в 4 года разыгрываются представления на средневековую тематику. Своим настроением вероятно стремится передать чувства Блэкмора по отношению к этому городу; сама вещь чуть медленней и лиричней предыдущего инструментала Minstrel Hall.
  28. No Second Chance – классически традиционная для Blackmore’s Night лиричная минорная баллада с переливами электрогитары. Кстати, рифф для этой песни Блэкмор, согласно источникам, написал еще в 1979 году, и только в контексте творчества Blackmore’s Night ему нашлось место. Текст, написанный самой Найт, повествует о неразделенной любви и расставании от первого лица.
  29. Mond Tanz - третий и последний в Европейской версии инструментал альбома. Начало – проникновенное акустическое соло, затем вступает ритм и начинается некое подобие марша менестрелей по улицам ночного европейского средневекового города, подхватываемое его жителями, отбивающими такт в ладоши.
  30. Spirit of the Sea – чрезвычайно сентиментальная лиричная композиция, по словам Кэндис, «об ангеле-хранителе; о любви, разделенной пространством». Атмосферу песне создают звуковые эффекты криков чаек и шума волн моря, мгновенно перенося слушателя в место действия истории, рассказанной в песне авторства Кэндис. Здесь необычайно гармонично сочетаются переливы акустической гитары Блэкмора и струнные.
    14. Greensleeves – сокращенный вариант (один куплет из 24) одной из самых знаменитых английских народных песен; её авторство приписывается Генриху VIII, который, опять же по слухам, посвятил её своей второй жене Анне Болейн, носящей зелёное платье с длинными рукавами. Для жанра мидивал-фолк эта композиция просто «маст-хэв»: исполнить свою версию считает своим долгом каждый уважающий себя фолковый исполнитель. Исполнена в безукоризненно традиционном для Blackmore’s Night стиле и является одной из визитных карточек альбома.
    15. Wish You Were Here – песня, исполнявшаяся 12 группами и исполнителями, наиболее известная и взятая за основу версия – шведской дэнс-поп и кантри-группы Rednex. На последней песне альбома Блэкмор демонстрирует все свои возможности виртуозной гитарной игры. Является одной из самых популярных у слушателей композиций группы, несмотря на то, что они не являются её авторами – характерная проникновенная манера исполнения Найт и аранжировка Блэкмора вызывают бурю эмоций у поклонников на протяжении вот уже 20 лет.
    16. Possum’s Last Dance – бонус-трек для американской версии альбома, также присутствует на европейской версии альбома 2001 года «Fires at Midnight». Еще один инструментальный трек Блэкмора, довольно ритмичный и необычайно насыщенный гитарными переливами, несмотря на то, что несёт за собой достаточно грустную историю гибели опоссума под колесами автомобиля Блэкмора.
    Как и все последующие работы группы, альбом Shadow of The Moon – это атмосфера блаженного спокойствия и уюта, в то же время пронизанной приключениями, романтикой путешествий, рыцарским духом, магией средневековой Европы с лёгким налётом мистики. Анализируя обложку альбома, можно заметить, что на ней изображена не фотография группы, а живописное изображение Блэкмора и Найт, в стилизованном средневековом стиле. Эта черта характера для почти всех альбомов группы – за исключением одного (Fires At Midnight), нигде не используются их реальные фотографии – только стилизованные живописные портреты, или зачастую просто рисунок неких предметов, без присутствия музыкантов. Этот приём – еще одна из жанровых особенностей мидивал-фолка и стремлении максимально дистанцироваться от реального мира.
    Видеоклипы группы же, напротив, всегда демонстрируют самих музыкантов, делая акцент на красоте и женственности Кэндис, и изредка фокусируясь на отдаленном молчаливом Блэкморе, увлеченно играющим свои мелодии. Одеты музыканты всегда в традиционную европейскую средневековую одежду и снимаются либо в антураже старинных замков в окружении гобеленов и свечей, либо на природе – все максимально в рамках жанра мидивал фолка.
    Касательно описания аудитории самой группы – она весьма разнообразна и неоднородна. За самим существованием группы стоит контекст фамилии ее основателя и его опыт в прежде всего хард-роковых Deep Purple и Rainbow – немудрено, что часть поклонников Blackmore’s Night просто перешла за своим кумиром в его новый проект, полюбив и приняв то, что он делает, только потому что это тот самый Блэкмор. Вот как об этом феномене говорится в любительской фанатской рецензии: «Подобных проектов много, только мало кто может похвастать таким колоссальным опытом, таким высоким исполнительским мастерством и, не побоюсь этих слов – безупречным вкусом и чувством меры. Плюс ко всему не надо списывать со счетов магию прославленного имени (это я, естественно, не о Кэндис) – многие элементарно не пришли бы к этой музыке, когда б не Блэкмор. С его стороны это был Поступок, сравнимый с отречением от трона: Ричи выпрыгнул из королевских башмаков, сумел переступить через ненужную гордость, не побоялся показаться смешным. Его оплакивали поклонники, над ним потешались коллеги, издевались журналисты, а он не слушал никого, кроме Кэндис, и упрямо делал своё дело.
    С появлением Blackmore's Night мир реконструкторов, этих потешных менестрелей, рыцарей и трубадуров перестал быть резервацией, прибежищем для чудаков и эскапистов – уж если такие люди, как Блэкмор, играют в эту игру, стало быть, и другим не зазорно! В итоге огромное количество народу открыли для себя целую страну на карте музыки, мимо которой раньше бы прошли и даже не взглянули. Можно ли здесь говорить об успехе, признании, славе, как в случае с Rainbow или (ладно, чего уж) Deep Purple? Наверное, нет. Можно ли говорить о счастье, удовлетворении и радости? Конечно, да!»
    Но есть и другая часть аудитории, которая открыла для себя группу, совершенно ничего не зная о предыдущем опыте Блэкмора, или, точнее сказать, совсем не интересовавшаяся им. Те самые нишевые слушатели фолка, узнавшие о Blackmore’s Night по рекомендациям друзей или просто бродившие по тегу «folk» на LastFM, или возможно увидевшие выступление группы на фолк-фестивале – объединенные с хардкорными фанатами творчества Блэкмора и составляют тот неповторимый портрет аудитории группы, смешавшей в себе традиции и современность, классические приёмы фолка и новаторские подходы, женственный вокал Кэндис и сентиментальные тексты её песен со смелыми яркими рифами мультиинструменталиста-виртуоза Блэкмора. Являя своим творчеством безусловный образец жанра мидивал-фолк-рок, Blackmore’s Night привнесли в него характерные только для себя черты совмещения различных стилей, яркие поэтические образы и открыли дверь в этот зачарованный волшебный мир тысячам ранее не знакомым страдиционнойсредневековоймузыкойпоклонникамповсемумиру. Идебютныйальбом Shadow of the Moon максимально полно передаёт собой все эти черты и особенности группы и задаёт тон и нарратив всей их последующей деятельности.
  31. Список использованных источников
    Adams B. – Shadow of the Moon Review, AllMusic Review. Взято с сайта
    http://www.allmusic.com/album/shadow-of-the-moon-mw0000034582
    Blackmore's Night Officical Website http://www.blackmoresnight.com/
    Blackmore’s Night/Рецензии, отзывы, советы, MetalLibrary, 10.02.2008. Взято с сайта http://www.metallibrary.ru/articles/reviews/bands/b/blackmores_night.html
    Комментарии к альбому “Shadow of the Moon”, Blacktroll http://www.blacktroll.narod.ru/shadow_com.htm
    Скирюк Д. – Рецензия на альбом Shadow of the Moon – Blackmore’s Night, 14.01.2008. Взято с сайта http://recensent.ru/skyruk/794/
    Фолк-музыка. История и особенности. 03.05.2013. Взято с сайта http://musicsclub.com/chtivo/other/1367562126
    Blackmore's Night Wikipedia статья https://ru.wikipedia.org/wiki/Blackmore%E2%80%99s_Night
    Blackmore’s Night LastFM страница http://www.last.fm/music/Blackmore%27s+Night
    Shadow of the Moon Wikipedia статья - https://en.wikipedia.org/wiki/Shadow_of_the_Moon
7
0.286 GOLOS
На Golos с October 2017
Комментарии (19)
Сортировать по:
Сначала старые