Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
gans91
7 лет назад

Субъективные записки склеротика о русском роке. Восточный синдром

               Первая книга Египет, потрясен тобой…
А.Неустроев (песня "Египет")

Спасибо тем нескольким людям, которые поддержали мое намерение поговорить немного о русских рок-группах, которые в той или иной мере забыты или полузабыты сейчас.
Прежде чем начать первый рассказ замечу, что я решил отказаться от вознаграждения за этот пост (возможно, и за последующие) по двум причинам:

  1. Это в какой-то мере моя благодарность людям, которых я не знал, но которые что-то значили и значат для меня.
  2. Я не удержусь от чрезмерного, с точки зрения КультурыГолоса, цитирования текстов и фотографий. Но иначе не получится рассказ.

Группа "Восточный Синдром" (Магадан)

"Восточный синдром" на фестивале "Аврора-89"
"Восточный синдром" на фестивале "Аврора-89": Пономарев, Битюков, Бовыкин, Хотенко. Фото: Андрей "Вилли" Усов
Из книги 100 магнитоальбомов советского рока

Откуда я узнал о существовании группы Восточный Синдром ? Как и о многих других группах - из журнала "Аврора". В 1988 году "рок-дилетант" Александр Житинский придумал устроить конкурс магнитоальбомов групп со всей страны (это описано в 10 главе "Путешествий..."). И многие группы прислали свои фонограммы, их прослушивали Александр и его товарищи по "Музыкальному эпистолярию". И вот, в одном из выпусков Анатолий (Джордж) Гуницкий выдал рецензию на альбом Восточного синдрома "Студия 13" (полностью можно прочесть в 11 главе "Путешествий...":

Дерево рока распустилось на нашей почве довольно пышно (хотя садовники поливали его вместо воды серной кислотой), однако я не могу назвать большое количество групп, имеющих свой неповторимый
облик. Музыка магаданцев обращает на себя внимание сразу, будучи совершенно некомфортной и далекой от традиционных схем. После первого прослушивания возникает нечто вроде растерянности,
создается впечатление, что попал на некий незарегистрированный остров, обитатели которого вовсе не комплексуют, однако, по поводу своей «незарегистрированности». Они не расточают улыбок вновь
пришедшему, не суетятся. Это дико заинтриговывает, рука сама тянется поставить пленку еще раз.

"Восточный синдром"
Фото из книги "Путешествие рок-дилетанта"

И еще далее:

Музыка ВС требует внимания и сосредоточенности. Общий ее колорит — мрачноватый, она далека от гимнов и хитов. Мелодические ходы, гармонии — парадоксальны, загадочны. Такую музыку либо принимаешь, либо нет, но если все же принимаешь, то ориентироваться приходится в сложных, насыщенных аранжировках, в дисгармоничных сочетаниях пронзительных, скрежещущих тембров, в клокочущем звучании саксофона, в неожиданных пронизывающих репликах гитары. Вокал — странный, алогичный, интонации какието колдовские: выкрики, взвизги, нарочито искаженное, «грязное» пение. Это может показаться манерностью, но лишь на первый взгляд. По-другому песни СИНДРОМА петь просто нельзя, они рождены болью и острейшим чувством неудовлетворенности окружающим миром.

Конечно, после такого описания, я был очень заинтригован. Сейчас, конечно, не вспомнить, где именно я раздобыл альбомы ВС. А альбомов уже было два - "Студия 13" (1987) и следующий, "С ключами на носу" (1988). Подозреваю, что записал их в студии звукозаписи Свердловского рок-клуба. И да, все было, как писал Джордж - такой музыки я раньше не слышал (сейчас можно сказать, что, наверное, и позже ничего подобного не было).

Мне очень понравились альбомы. При этом я толком ничего не знал о музыкантах, конечно. Может быть это и правильно, воспринимать произведение "as is", впрочем, тогда просто не было других вариантов. Почему же мне так понравилась эта странная музыка, этот "отгороженный мир" этих песен ? Мне кажется, дело в том, что настоящие художники часто ощущают мир более чутко и обостренно и говорят об этом своим творчеством. Обычные же люди, вроде меня, живут своей более простой, но и более спокойной жизнью, но прикоснувшись к такому обнаженному нерву художника, они, конечно, не начинают чувствовать то, что он, но все равно могут увидеть непривычный мир и это дарит эмоции, которые дорогОго стоят. Я до сих пор слушаю иногда эти альбомы, погружаясь в странные звуки и слова.

Да, в те времена я ничего не знал о группе и музыкантах. Теперь, кончено, информация некоторая есть.
Даже в Википедии есть статья, вполне информативная. Процитирую ее начало, просто, чтобы назвать музыкантов:

Группа была основана в Магадане в марте 1987 года в составе: Константин Битюков (гитара, вокал), Андрей Неустроев (перкуссия, вокал), Александр Пономарёв (гитара), Евгений Валов (бас), Владимир Бовыкин (кларнет, саксофон), Юрий Хотенко (ритм-бокс)

Однако, пожалуй, самый интересный текст о ВС - в книге А.Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока", где есть глава об альбоме "Студия 13". Там все очень живо можно представить. Прошу Вас, прочитайте этот текст, а потом возвращайтесь сюда.

Да, психоделия, как образ жизни. Эти молодые ребята прикоснулись к каким-то глубинам то ли человеческой жизни, то ли своего подсознания. Они выдали эту удивительную музыку, может быть, не понимая до конца, как у них это получилось. Как показывает нам история, за такое приходится платить очень жестко (так я это вижу, по крайней мере). Об Андрее Неустроеве написано у Кушнира, Константин Битюков умер от инсульта в 2004 году, Евгений Валов - в 2006м.

Теперь, наконец, покажу вам музыку Синдрома. Для ознакомления можно послушать на Ю-Тубе два главных (первых) альбома (только музыка, без видеоряда).

Студия 13 (1987)

С ключами на носу (1988)

Если Вы захотите добавить эту музыку в свою коллекцию, то можете поискать ремастерированные диски, о которых Вики пишет:

В 2008 году на американском лейбле Trail Records в Нью-Йорке на CD вышел альбом «Студия-13», в 2010 — «С ключами на носу». Российский лейбл «Геометрия» выпустил ремастированные издания этих альбомов: «Студия 13» в 2009 году, а «С ключами на носу» 21 декабря 2014 года

А если не найдете дисков, то можете воспользоваться отличной раздачей на торрентах, где эти диски в lossless-качестве выложил мой хороший знакомый, добряк Костя aka tatuk, в ней также есть CD "Гость" 1990го года.

Кстати, в процессе подготовки поста увидел интересную новость, что "Геометрия" готовит к выпуск ремастеринг третьего альбома ВС - "Клуб местной промышленности" (1989)

2
источник фото

На этом мой первый рассказ окончен. Если вам поблагодарить меня, то ставьте лайк. Он не принесет мне денег (вам, наверное, тоже), но мне будет приятно. Если хотите что-то сказать или обсудить - мне будет интересно поговорить в комментах.

Update 21.03.2017
В процессе поиска материалов о роке в Ростове на Дону нашел статью из ростовского рок-журнала "Ура Бум-Бум" (№5 1990) о ВС - еще один взгляд.

3
0.000 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые