Непрочитанные страницы музыкальной энциклопедии 70-х годов. Продолжение, часть вторая.
Добрый день, друзья!
Я рад, что мой первый пост о музыке 70-х годов, на которой выросло не одно поколение меломанов, нашёл отклик на Голосе. Не шибко широкий, но всё-таки. Это не может не вдохновлять!
Но прежде, чем продолжить, я хотел бы сделать два небольших пояснения.
Во-первых, термин «музыка 70-х» - весьма условный. Развитие науки, искусства и даже экономики никогда не вписывается в конкретные исторические рамки. И музыка в этом смысле не исключение. Например, знаменитый первый Woodstock состоялся в конце 60-х. А фестиваль фолк-музыки в США и того раньше. Но оба этих события оказали огромное влияние на всю поп-музыку последующего десятилетия. Именно поэтому Sonny Boy Williamson II и Country Joe and the Fish я отнёс к музыке 70-х. Надеюсь, теперь вам понятно почему.
Второе, что я хотел бы пояснить – это отсутствие какой-либо негативной коннотации в подчёркивании мною цвета кожи музыкантов. Мы росли и воспитывались в СССР, где слова "негр" и "чернокожий" никогда не были оскорблением и уж тем более унижением. И поэтому в моих постах упоминание цвета кожи музыкантов указывает исключительно на этнокультурные корни их таланта. Не более того.
Ну, а теперь продолжим!
#1. Название группы Showaddywaddy на русский язык можно перевести, как «шубидубидуба». Но это будет не совсем точно, поскольку в английском оригинале присутствует слово «show» и это даёт классную игру смысла. Дело в том, что музыканты Showaddywaddy на своих концертах абсолютно не были статичными. И это мягко говоря. Помните, на своём сольном концерте в студии Останкино покойный Андрей Миронов пел, пританцовывая, песню и смешил зал фразой "У меня не песня - у меня танец главное!" Так вот, у Showaddywaddy музыка, безусловно, была главной. И поэтому я даю ссылку на ролик группы с хорошим звуком. Но если вам она понравится, то найдите на ютюбе её концертное выступление. Там звук будет похуже, зато вы увидите, как ребята зажигали на сцене.
#2. Annette Peacock в 1972-м году записала альбом «I’m the One». В котором, как показалось, нашла свой саунд – скрипучий, протяжный вокал в тон такому же звуку соло гитары. Её супруг и аранжировщик Gary Peacock просто обязан был его услышать и сделать фишкой певицы. Не услышал… Поэтому в последующих альбомах Аннет попадались одна-две композиции в её, так и не ставшим фирменным, стиле. Но даже этих крох может хватить вам для того, чтобы стать фанатом Annette Peacock.
#3. Джаз-роковые альбомы в наших краях были редкостью. Не такой уж большой, но всё же. И когда я выменял на «туче» свой 10СС на The Crusaders, то не знал, выиграл я или проиграл от обмена. Тем более, что конверт у пластинки был вырезан. То есть, он изначально раскладывался, как буклет. И на внутренней части обложки обычно бывала крутая фотка с группой и с информацией о составе, авторах композиций и т.д. Но ведь находились такие барыги среди меломанов, которые вырезали внутреннюю часть обложки и продавали её отдельно. Как плакат. Вот и мой The Crusaders был «вырезанным». Но когда я послушал, то просто запал на альбом. Особенно на композицию Soul Shadows. Она на альбоме была единственной с вокалом. Я долго гадал, кто это из группы пел на записи, пока мой приятель Колька Калинюк не сказал мне, что у Crusaders поёт обычно басист. Колька для меня, многих музыкантов и околомузыкальной тусовки был авторитетным источником информации. Кто и с кем играл, когда вышел альбом, на какой студии выпущен – за этой информацией всегда обращались к Калинюку. «Ну, басит – так басист» - решил я и успокоился. А потом и другим говорил, кто интересовался – басист это у них поёт. Как зовут – на знаю. Потому что у альбома обложка вырезана, а там вся инфа была. Но то, что басист поёт – точно: Калинюк сказал. Через почти 20 лет я узнал имя вокалиста. Это Bill Withers. Он не был «штатным» вокалистом и, уж тем более, бас гитаристом в The Crusaders. Его просто пригласили на запись композиции. «Special guest star», как обычно пишут в титрах к какому-нибудь фильму или сериалу. Альбомов Билл записал не много, но все они крутые. Я на него «в свои 17 лет» обязательно бы "подсел".
#4. То, что регги могут петь не только выходцы с Ямайки – обязательно чернокожие и с растаманами – но и белые, цивильные англичане, я знал после того, как послушал альбомы группы Madness. Была слышна разница между «континентальным» регги (как его определил я) и тем, что записывал Bob Marley. Вроде и там, и там одна и та же «фишка» - акцент на вторую и четвёртую доли такта, а вот ведь как-то всё немного иначе. И только в век интернета я узнал, что тот регги, который я обозначил для себя, как «континентальный» - это ска. В чём разница между ска и регги – я сказать не могу. Так нигде ничего об этом не нашёл. Но я эту разницу слышу. И вам рекомендую послушать одну из моих любимых ска-групп The Specials, которую я открыл для себя относительно недавно. И сравните её с теми же Toots & the Maytals – может, и вы услышите/почувствуете разницу?
#5. Я догадывался, что помимо таких монстров чёрного блюза, как Muddy Waters, Joe Lee Hooker, Buddy Guy, Chuck Berry, Bo Diddley были и те, кого нам не привозили. В виду того, что они не были звёздами первой величины. Вернее, в виду того, что они не казались таковыми тем, кто привозил винил в СССР. И я оказался прав. Перечислять все свои блюзовые открытия я не буду. Это займёт много времени и не вряд ли заинтересует тех, кто равнодушен к блюзу. А я, если вы заметили, в каждом посте стараюсь компоновать список своих открытий сообразно следующему критерию: не должны повторяться музыкальные стили. Иначе это будет какое-то тематическое зацикливание. Мне же хочется, чтобы каждый читатель со своими музыкальными пристрастиями, прочитав мои тексты и послушав перечисленных мною исполнителей, смог открыть для себя что-то новое. Такие всеядные меломаны, как я, не часто встречаются. Блюз – это моя любимая музыка. Именно его я пытался научиться играть в школьном ансамбле, ради него стал заниматься пластинками и ездить на «тучу». Но это, как говорит Александр Каневский в передаче «Следствие вели…», совсем другая история. Поэтому просто послушайте R.L. Burnside и представьте, что таких блюзовиков, известных даже не всем российским профессиональным музыкантам, в США было и до сих пор есть очень много.
Ну, а в качестве бонуса сегодня посмотрите, как танцевали на дискотеках в 70-е в США. Да, в видео снялись профи. Но по сравнению с ними постановочные сцены из фильма Saturday Night Fever с Джоном Траволтой могут показаться обычными телодвижениями в такт музыке)))