Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
liga.avtorov
6 лет назад

МУЗЫКА. Спроси восходящую луну. Из записок лабуха

Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствуем вас в музыкальном зале нашего аккаунта. Надеемся, что новая рубрика станет вашим гидом и советчиком, расширит музыкальные горизонты и украсит вашу жизнь звучанием прекрасных композиций!


В годы моей юности все приличные парни были гитаристами, даже те, кто играть не умел совсем. Да что значит «не умел»? Нет такого слова для мужика. Один товарищ одолжит гитару, второй – настроит, а третий поставит твои пальцы левой руки (по одному) на гриф так, чтобы получился классический ми-минор. А больше и не надо.

Моя знакомая девчонка (теперь уже бабуля с кучей внуков) до сих пор исполняет в компаниях под гитару «За что-ж вы Ваньку-то Морозова», обходясь этим самым единственным аккордом, который я собственноручно соорудил ей на грифе из её пальцев, и не считает себя каким-то плохим гитаристом. Просто ей для создания своего имиджа необходима была гитара, и имидж удался.

А что мы пели на лавочке вечерами, откуда брали репертуар? Ведь не романсы же, блин – а что другое в те года принято было исполнять под гитару? Ну, конечно, полузапрещённых тогдашних бардов – Высоцкого и Окуджаву (остальных никто не знал по именам – по телевизору и радио они не канали), эстрадные шлягеры тех лет (в мой репертуар входили «И не то, чтобы да…», «А ты люби её, свою девчонку», «Восточная песня», «Неотправленное письмо» и т. д.), дикий Запад (для самых продвинутых) – в основном Битлы и их производные, причём Роллингов не пел никто – больно грубоваты для славянского уха. Слова – снятые с магнитофона и абсолютно непереводимые, особенно – для носителей языка.

Но было в то время, когда электрогитара считалась экзотическим инструментом, как сейчас, к примеру – ситар, и народ наслаждался самим звуком этого инструмента – упругим, с мощным драйвом и неожиданными спецэффектами. И появился популярный стиль «Сёрф-рок», исполнение популярных мелодий на электрогитарах, в составе трёх гитар и ударника. Партии были расписаны так – все одновременно отбивают ритм путём сложения ударных, примитивного баса (бум-бум), и ритмического исполнения соответствующего аккорда на ритм-гитаре. Ну, а мелодию играет соло-гитара, в меру своего слуха и умения.

Получается заводной электронный ритм, под который так здорово танцевать, причём, играть можно любую мелодию – хоть песню гражданской войны «Полюшко-поле» (что и делали «Поющие гитары», к примеру). В то время приличную ударную установку было не найти. Помню, дирекция нашей школы, после того, как мы долго позорились на смотрах с пионерским барабаном в роли ударной установки, купила нам «малую ударную установку» – чудовищное изделие энгельсского завода, состоящее из малого барабана, тарелок и гонга. По случаю дефицита установок народ прекрасно обходился без ударных, да и без баса – благо, что обычных гитар было в достатке.

А если играть на простой гитаре со стальными струнами, да медиатором (а не пальцами), да применять подтяжки хотя бы на тон (больше – не получалось, струны просто рвались и пальцы резались в кровь) – то звук был вполне похож на электрический.

Этот стиль пришёл к нам с Запада, там он был в ту пору очень популярен – «The Shadows» (англичане), «The Ventures» (американцы), «Электрон», «Поющие гитары» – у нас. А ещё это было тем удобно, что не требовалось петь, ведь голосовая аппаратура в то время была малодоступной и дорогой, и это отдельная песня – как и где добывались микрофоны. Один из самых хороших моих микрофонов я купил у водителя городского «Икаруса» – он в него объявлял остановки.

И вот – что же исполняли на лавочках у подъезда многочисленные гитаристы тех времён? Ну, во первых – незабвенный инструментальный гитарный хит всех времён – пьесу «Апачи», исполненную сначала «Shadows», а потом Поющими гитарами. А во-вторых – пьесу под красивым названием «Спроси восходящую луну». Откуда она взялась – никто не знал, но играли её все, на лавочках у подъезда, на танцах в домах культуры и на концертах профи её тоже играли. Нот её никто никогда не видел, все играли по слуху со своими вариациями. А потом эта мода прошла, пошли другие песни и эту вещь позабыли наглухо. Не осталось ничего.

Настала эпоха гласности и интернета и я попытался выяснить – что это за мелодия, кто её к нам занёс? И оказалось, был такой в середине 60-х сёрф-состав, назывался Sincron, и был не английским или американским – а румынским!!! А вещь в оригинале называлась «Cimpia sub luna», что и означало в переводе примерно то же самое – «Спроси восходящую луну». И я успокоился, и стало мне легче. Но полез искать дальше – хотелось найти эту запись и послушать – что же я играл, блин, – и насколько близко я подобрался к оригиналу? Оказалось – нет этой вещи в дискографии этого ансамбля. То есть, может, и была, но на записанных альбомах её нет. Так и не нашёл я оригинал. Тайна сия велика есть.

А вещь мне всегда нравилась, мы ещё в школе на танцах её играли. Я вот сейчас взял ту свою старую гитару, даже настраивать не стал для сохранения атмосферы и наиграл – как тогда…


Автор: @nikulinsb
Редактор и публикация: @ladyzarulem

18.08.18


Pokupo-yoda2.png

Pokupo.ru
Вопросы, поддержка - телеграмм чат Pokupo community







10
228.423 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (22)
Сортировать по:
Сначала старые