"ЛАСКОВЫЙ МАЙ". НОВЫЙ ВЗГЛЯД
Весь день я придирчиво изучал историю возникновения и заката коллектива "Ласковый май". В общих чертах я знал ее и раньше, но сегодня история детища А. Разина, Ю. Шатунова и С. Кузнецова заиграла новыми, не очень приятными красками.
Давайте так: многие песни "Ласкового мая" мне очень нравятся. Это и всем понятные "Белые розы", "Детство", "Седая ночь" и гораздо менее известные "Тающий снег", "Ты просто был", "Старый лес" и т.д. Можно сказать, что группу я люблю где-то по вечерам в четверг и воскресенье.
За сегодня я просмотрел одну передачу про феномен "ЛМ", послушал интервью с Разиным (Господи, как меня бесила при этом Устинова) и прочел небольшую брошюру самого Разина "Зима в стране "Ласкового мая". Вот что удалось понять:
Как бы кто не относился к синтезаторным переливам и тонким голоскам, эта группа является феноменом, многократно пережившим свой исторический промежуток. Да, уже был "Мираж", уже поднимали голову другие диско-коллективы, но именно Шатунов и Кузнецов сделали поп-проект для подростков. В СССР ты мог слушать или Ротару с Леонтьевым, или орать "неба утреннего стяг". И вдруг на молодежь обрушилась модная (евродиско), понятная (простые слова, простые мелодии) и русская музыка. Молодежь позднего СССР вдруг стала слушать отечественную музыку вместо AC/DC и "Битлз". Такого внимания не удавалось достичь никому.
Заслуженный артист Республики Крым, член Союза писателей Беларуси и их же Союза журналистов Андрей Александрович Разин вызывает у меня смешанные чувства. На Западе таких называют self-made man и однозначно уважают. Он подобрал "Ласковый май", когда на Кузнецова (композитора) завели дело, а Юрец бегал по Казахстану. Он дал ребятам из детдома надежду, славу и деньги. Он раздавал кассеты в поездах дальнего следования и к концу поездки слова "немного теплее за стеклом" знали все пассажиры. Для этого пришлось стать "племянником Горбачева" и прикидываться звездой и совестью поколения. Да. Но это не были финансовые пирамиды, это не были обдуренные старушки и махинации с токенами. Люди несли деньги до-бро-воль-но. И вся страна пищала голосами школьниц на концертах. Потому что продукт был качественный и искренний. И пробиться в СССР к слушателям иначе было невозможно, без захода в госструктуры.
"Ласковый май" в ходе своей деятельности столкнулся с самым неприглядным, гнилым и махровым "совком". Я тоже люблю тот лубочно-потемкинский СССР с ракетами, работающими заводами и песнями "мой адрес не дом и не улица". Но в середине 1980-ых Союз представлял собой полуразложившийся труп. Комсомолисты уже мечтали о бабле, а не о коммунизме. Слова "рэкет", "коммерсы", "фирма" соседствовали с отделами идеологии и всемогущими бюрократами. Если вдруг накатывает тоска по совку, то почитайте про ситуацию вокруг "ЛМ" и о том, с чем сталкивались артисты и руководители. Цензура, травля в СМИ, откаты, доли, бабки, наезды, запреты. Система сопротивлялась яростно и беззубо. Она уже рушилась и, возможно, эти наивные детские песенки в чем-то помогали выстоять.
Все в группе держалось на Кузнецове и Шатунове. Вначале ушел первый и пошли невнятные тексты. Потом ушел второй. Справедливости ради скажу, что на мой взгляд ни отдельно у Шатунова, ни у Разина потом в музыке успехов не было. Шатунов свои песенки перерос, но и на серьезный стиль не переключился, а слушать от 44-летнего мужика "А лето цвета..." просто смешно. Разин так вообще не потерялся.
Бабки и распри разрушили все. Разин и Шатунов делают вид, что друг друга не знают вовсе. А споры по поводу дележки песен (Разин исполнял очень многие песни условно "Кузнецова-Шатунова") привели к тому, что, обратите внимание, даже "Вконтакте" пишет просто "Солисты группы "Ласковый май", не детализируя где кто что поет. Группа в самом широком понимании не просуществовала и пяти лет (!). Распалась плохо.
Именно "Ласковый май" открыл дорогу всей современной попсе. В первые же годы у "ЛМ" и "Миража" появились десятки, десятки, если не сотни групп-подражателей. Теперь все записывали на аудиокассеты свои синглы и продавали в кооперативах. К середине 90-ых это вылилось в "Руки вверх!" и продолжилось сотнями "Виагр". Это "Ласковый май" позволил нам слушать не только Пугачеву и Лещенко.
Они были простыми ребятами из советского детдома. У них не было дяди-продюсера и папы-нефтяника. Они все сделали сами и навеки наполнили эфир своим "а метель бьет в лицо и стучит в чьи-то окна". Напомню также о том, как скоропостижно скончались многие люди, имевшие отношение к группе (ушли вечно молодыми) и как в прошлом году отказало сердце у 16-летнего Александра Разина. У всего действительно есть своя цена...