«Музыка Голоса». Рубрика «Обзор»: Вежливый Отказ «Военные Куплеты»
Автор: @chipurl
Здравствуйте, друзья.
Хочу вам показать недавний релиз, долгожданный, но прошедший незаметно для уважаемой широкой публики. Ноября прошлого года — наверно, ещё можно назвать недавним. Долгожданный — очень. Для тех, кто ждал :) Почти восемь лет с выхода предыдущего альбома, «Гуси-Лебеди», который в свою очередь ожидался примерно столько же.
Представлю сабж тем, кто не знаком. Эти седые очкастые дядьки имеют изрядную историю, корнями в прошлом тысячелетии, в другой стране и совсем другой культурной парадигме. Первый концерт «Вежливого Отказа» — 1985-й год. Один из нынешних участников играл с Виктором Цоем (был такой когда-то Виктор Цой) ещё в 1981-м, до образования «Кино». Это скрипач Сергей Рыженко, в чьём послужном списке найдём сотрудничество также с «ДДТ», «Зоопарком», «Аквариумом», Сергеем Бугаевым, Макаревичем и «Машиной Времени», «Звуками Му», «Браво», «Алисой»... Для тех, кто старше тридцати и не прилетел вчера с Марса — это имена, верно? Но «Вежливый Отказ» — феномен совсем другого измерения.
Формально, по происхождению, его относят к «советскому року». (Надо же куда-нибудь отнести даже самое трудноотносимое.) А по сути коллектив ещё тогда не имел общего ни с «советским», ни с «роком». Ни разу не запачкался о типичные для рок-музыки популистские методы захвата аудитории, вроде торговли брендом «протест», «гражданская позиция», или искусственного утрирования музыки до трёх аккордов, чтобы было удобно играть на гитаре во дворе, или эмоций, утрированных до такой же степени — для доступности. Что стало с бунтарями-революционерами, когда объект протеста исчез — показало время. А «Отказ» всегда двигался аккурат в противоположную сторону, вглубь собственно музыки. Экспериментов с непривычными народному уху фьюжном, авангардным джазом, (внезапно!) декадентскими романсами, позже — с мудрёными направлениями Zeuhl и Progressive. Поиска глубинных личных образов. И ретрансляции всех перемен и потрясений, которые бурлили вокруг, через чисто эстетические, музыкальные, а не идейные формы.
Поэтому даже на пёстрой сцене «советского авангарда» времён перестройки они смотрелись по-инопланетянски, как в музыке, так и из-за странноватого вида и манер певца Романа Суслова — он как будто отсутствовал и в зале, и на сцене и полностью улетал в сферы звуковых колебаний. Хотя рядом была такая лютая экзотика, как «Звуки Му», «АВИА» и масса других интересностей. Ах да, ансамбль «Тупые» ещё. Вот же было время...
На истории группы в 90-х подробно не останавливаюсь, она непроста (а у кого была проста?). Упомянем только, что в их творчестве возникла пауза, когда голова коллектива Роман Суслов на какое-то время удалялся из поля зрения, как оказалось — в луга Тульской губернии, разводить лошадей. Основал конный завод. Затем вернулся к музыке. Насколько знаю, до сих пор активно занимается как «Вежливым Отказом», так и коняшками. А материал, сочинённый и записанный позже — хорошая реклама иппотерапии и жизни на свежем воздухе. Звук стал чётче и суше, каркасы композиций — более структурированы, под импровизации отдельных инструментов отведены чётко очерченные ниши. Исполнительский и сочинительский уровень стал выходить уже на занебесные орбиты. Исчезло декадентское нытьё. Стихи стали кое-где полностью растворяться в нирване. (Нирвана — это когда достигаешь совершенства настолько, что исчезаешь :D). В нечленораздельных фонетических чудесах, когда полёт освобождает от фиксированных форм и вес осмысленного слова становится ненужным балластом. В джазе такая манера называется «скэт», помните, наверно, был такой популярный мистер Скэтмэн.
Вот как-то так сформировалось звучание ансамбля «Вежливый Отказ» третьего тысячелетия, о котором и речь.
Столь долгая (но нудная) разжёвка — для тех, кто про них слышит впервые, в качестве подготовительного буфера. «Военные Куплеты» — более чем значимое событие музыки, но не эстрады. Поэтому, конечно, подобные релизы проходят незаметно за могучими спинами Шнурова и Фейса. А так — может, кого и заинтересует. Не заинтересует — ну, в любом разе будете знать, что бывает и такое ;)
«Военные куплеты» — не самый лёгкий для восприятия альбом. С первого вслуха его «военность» не так громка, как в боевых маршах кхмеров, оттого, что, повторю, формы выражения чисто эстетические, а не идейные. Но очевидна, если познакомиться с предыдущими работами — «Герань» и «Гуси-Лебеди». Милитаристические нотки в них уже прорастали там и сям, идея альбома военных куплетов вынашивалась десяток лет и оформилась в продукт более драматичный и агрессивный. Как по звуку, так и ... — это же проявление агрессии, да? Кстати, интересно, что большая часть песен создана задолго до того, как в России был вброшен форсед-мем «война». Ну, у музыкантов и поэтов это бывает. Впадают... в пророчествования.
Особо: 5. Зенитчик.
Военные Куплеты (2017)
1. А вдруг!
2. Гудериан и мороженое
3. Пехота в окопах
4. Гопак
5. Зенитчик
6. Мы победим!
7. Увертюра
8. Финал
Полезная информация
Ваше творчество стремится стать бизнесом, а бизнес рвётся в онлайн?
Ищете сервис для создания интернет-магазинов?
Прежде чем выбрать, задумайтесь, как бы вы поступили, если бы все интернет-магазины были стульями?
В этом посте @ivelon отвечает на самый главный вопрос о торговой платформе Pokupo.