Математические интересности №3: иллюзии (часть первая)
Иллюзия - первая из всех утех.
Человек - невероятно сложный механизм, но при этом все процессы, протекающие в нашем организме, стремятся к простоте и логичности, силы природы и эволюции подогнали наши возможности под текущие потребности. Восприятие окружающего мира для нас в сознательном возрасте привычно и понятно, наш мозг быстро обрабатывает поступающие сигналы из окружающего мира, но бывает так, что нам мерещатся невозможные вещи, и это «ломает» наше видение и понимание. В темноте могут мерещится различные «чудовища» и опасности, тем самым наш мозг говорит: «На хер, не суйся сюда, чувак, будь на готове», оценка опасности и взвешивание вариантов, одна из самых сильных сторон человека. Я уверен, что на эту тему можно написать чудесный пост, но в этих вещах я не силен, а вот иллюзии, которые можно показать на бумаге и в интересных GIF`ках, я готов Вам сегодня представить.
Движение - это объем.
Природа наградила нас бинокулярным зрением, то бишь каждый наш глаз видит отдельную картину, а уже в коре головного мозга выстраивается объемная картинка. Но как заставить мозг воспринимать 2D картинку, как трехмерное изображение, для этого есть несколько способов, но я остановлюсь на движении точек в одной плоскости.
1. Что вы видите на данных картинках? Ну по мне, так набор из палочек и точек, вроде как аккуратно и геометрически выставленные в 2D плоскости.
2. Теперь приведем на первой картинке палочки в движение по оси Х, при этом внизу они будут двигаться из стороны в сторону медленно, а чем выше будем подниматься по оси Y, тем сильнее будем изменять амплитуду движения, то бишь в самом верху будет что-то вроде эффекта движения маятника - замедление при отклонении от нулевой точки оси Х, и ускорение при приближении к ней. Это создает ощущение цилиндрической формы.
3. В этом варианте, чем точка крупнее, тем больше ей придадим скорости, и наоборот, чем меньше точка, тем ниже ее скорость.
4. Это явление называется двигательным параллаксом, чем объект ближе к Вам, тем его скорость выше, чем дальше, тем медленнее, это создает на 2D поверхности эффект глубины. Широкое применение это получило во время рисования мультфильмов, в частности, самим Уолтом Диснеем.
5. Здесь создается эффект воронки, ощущение, что точки засасывает внутрь, но на самом деле они просто двигаются верх и вниз по оси Y, и также имеют разный размер, чем ближе к низу экрана, тем они больше.
6. Аналогичный эффект был описан в моем прошлом посте, точки двигаются по прямой, с амплитудой движения маятника. Но создается иллюзорный эффект крутящегося колеса.
Иллюзия бесконечности.
7. В конце 1970-ых годов, рекламная компания голландской компании "Droste", использовала рекурсивное изображение, которое стало нарицательным и ушло в народ под названием "эффект Дросте". Вот изображение того самого какао в рекурсии.
8. Каждый из вас сталкивался с рекурсией в каком нибудь гламурном толчке с зеркалами со всех сторон. Сам эффект рекурсии очень схож с фрактальной графикой, когда объект, состоит из аналогичных объектов, и так до бесконечности. Бесконечное самоподобие завораживает.
P.S. Сегодняшний пост несет развлекательный характер, для развлечения глаз и мозга не прихотливой информацией. По скольку таких "иллюзий" очень много, я разделил их на две части.
С Уважением к Вам и Вашему делу! @investor-code