Христианство и Демонология
автор картины -художник Провоторов, Владислав Алексеевич
http://www.rodon.org/art-090926200323
***
Религиозная концепция, в которой жёсткое противоборство Добра и Зла (дуализм), обладающих самостоятельной метафизической сущностью, не свойственно девственному христианству. Язычеству ... да! Монотеизму (иудаизм, христианство, ислам) - нет. Древнеиудейские пророки, принципиально отказывали злу и его персонифицированным носителям демонам, в праве на самостоятельное и деятельно-активное существование. «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; (в других текстах «зло» - прим. мое) Я, Господь, творю это». «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, И кроме Меня нет Бога». ( Исаии (45: 7) ; Ис. 44:6). Напомню, что египетских первенцев уничтожил ангел ... посланный Богом. Потоп, уничтожение городов Содома, Гоморры и т.д., попущенное разрушение Иерусалима и первого храма, вавилонское пленение и подобные многочисленный беды (включая и небезызвестный holocaust), дело "рук Бога". Единого Творца, Созидателя и Разрушителя. Все остальное ... тля и пепел, находящаяся под строгим контролем сурового, могущественного, таинственного, ужасного в своем гневе Бога. В известном эпизоде 3 Книги Царств, в рассказе о неблагочестивом царе Ахаве, Господь задает вопрос собравшимся духам: "кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? … и выступил один дух, стал пред лицеем Господа и сказал: я склоню его … я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его… И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков" (3 Царств. 22. 20-23). Да и трагический конец человеческой истории, описанный в Апокалипсисе Иоанна, пройдет с непосредственным участием Бога. Именно Он пошлет Своих ангелов гнева на апостасийную и развращенную цивилизацию человеков.
Однако, после Пришествия, Страстей, Смерти, Воскресения, основания Церкви Христом (провозгласившим Любовь Божию к роду человеческому, априорным атрибутом Бога-Отца), экзестенциальная потребность отделить зло от Бога, потребовала введения в богословскую систему - дуализма. Но не метафизического, а этического. Хотя ещё во времена "вавилонского пленения" у иудеев начинает формироваться учение об активности на "дела рода человеческого" ангелов и демонов. Со временем, эти представления обретают все большую конкретику (см. наприм., апокрифическую "Книгу юбилеев" или "книгу Еноха"). Обвинение Христа в том, что он "изгоняет бесов силою князя бесовского", - это оттуда.
Далее, христианские отцы и авторитеты Церкви описывают (наприм., Жития преп. Антония Великого , Симеона Столпника и т.д. и т.п.) систематизируют непосредственный, аскетический опыт борьбы с "врагом рода человеческого (см. наприм., Евагрия Понтийского, "Творения" Кирилла Александрийского, блаженного Августина, Фомы Аквината, а в России - Дмитрия Ростовского). "Томистская идея об активной роли адептов дьявола оказала сильнейшее влияние на последующую традицию восприятия колдовства – прежде всего как отдельного, самостоятельного греха, а затем – как умышленно совершенного (и абсолютно реального) преступления. Как свидетельствуют папское законодательство и документы юридической практики, уже со второй половины XIII века ересь и колдовство стали трактоваться как два самостоятельных деликта, расследование которых тем не менее должен был осуществлять один и тот же суд – суд инквизиции" (см. https://iov75.livejournal.com/2138238.html ).
Можно сказать, что демонология выполняла и выполняет важнейшую функцию в развитой системе христианского учения, как скрытая теодецея и апология Бога. С другой стороны, чем более "активно", мы используем инструментарий демонологии, тем более блекл "образ Бога". Страх перед всесокрушающей силой демонов, толкает людей в объятия Бога, но не Любовь к Богу. И в этом, обратная и губительная сторона - демонологии.