ПЕРЕВОРОТ В ИСКУССТВЕ ЖИВОПИСИ
Искусство рисования возникло давно, до сих пор в пещерах находят накарябанных на стене мамонтов, причём – довольно похоже. Конечно – до Репина ещё далеко, но до Пикассо – довольно близко. Это искусство пыталось изобразить на плоской поверхности картинку жизни или быта. И чем точнее – тем лучше. С каждым веком художники ухитрялись изобразить натуру всё более похоже. От «ручки-ножки-огуречик» до Моны Лизы. Но вот изобрели фотографию и вся живопись летит коту под хвост. Ну какой смысл всю жизнь учиться рисовать натюрморт, если любой дагерротип передаст картинку точнее? За что боролись?
И тогда Малевич рисует «Чёрный квадрат». То есть – не в рисунке дело, а в авторе. Ты нарисуешь чёрный квадрат, я нарисую, но заплатят за него только Малевичу. Он – автор идеи. Ну фиг бы с ним – скажете вы, и нарисуете чёрный треугольник. Тоже по нулям. Хорошо – нате вам синий круг! И то же не проканает. Почему – не знаю, не специалист. Вот у Малевича хорошо получалось – он свой квадрат копировал в разных вариантах, даже, говорят – белый квадрат на белом фоне был, только автор сам его не нашёл и вернулся к проверенному варианту – чёрный квадрат на белом фоне. То ли шестую, то ли седьмую авторскую копию купил Потанин за лимон баксов и подарил этот шедевр Эрмитажу. Вот ведь молодец какой, хоть и богатый – и в живописи разбирается и не жадный.
И вся мировая живопись пошла наперекосяк –импрессионисты и кубисты, сюрреалисты и абстракционисты – всем уже было наплевать – похоже или не похоже. Только русские пока держались. Репин всем им предлагал – а вы нарисуйте мне лошадку, но только – чтобы похоже… Никто не нарисовал ему лошадку. Ему сказали – коль тебе нужна лошадка, возьми её и сфоткай. Там будет похоже, а нас не беспокой по пустякам. Но Россия имела свой, особый путь и придумала социалистический реализм. Вот там всё похоже, без базара. Иногда даже не поймёшь – это фото или живопись? И Репин умер спокойно.
А в Эрмитаже, говорят, недавно был скандал. Случайно обнаружили, что картина «Чёрный квадрат» висит вверх ногами! Ну, натурально, там сзади бирка инвентарная, так она должна быть слева внизу, а она оказалась – справа вверху! Какой-то варвар надругался… Нет, мировой шедевр ценой в лимон зелени – и висит вверх ногами! Все получили выговор и лишились премии, а картину с тех пор оградили канатом от публики, чтобы слишком близко не подходили. А то найдётся псих – он и кислотой картину облить может – чтобы прославиться.
А теперь в мировой живописи правило – не рисовать похоже, иначе скажут – фи! Похоже – как на фото.