Ящик Скиннера

В 1972 году Американская психологическая ассоциация назвала самых выдающихся психологов XX столетия. Этот почётный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Фредерик Скиннер, опередивший даже Зигмунда Фрейда (тот был назван вторым)

Skinner.jpg

(Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель.

К его очевидным заслугам оносят значительный вклад внесённый им в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он знакомил читателя с возможностью широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения жизни общества — как форму социальной инженерии.

Его именем назван ящик Скиннера (Skinner box) — прибор, предназначенный для исследований принципов оперантного научения.

Вот о нём сегодня по-подробнее.
Достоверно известно, что сам изобретатель не любил, когда ящик называли его именем, предпочитая нейтральное "ящик с рычагом".
В основе усторйства лежала идея о том, что оперантное поведение проявляется спонтанно и без очевидных стимулов. Подкрепление может модифицировать оперантное поведение. Таким образом, если создать определенную систему поощрений, можно контролировать поведение и управлять им.

Изучать обусловленное поведение можно через обучение подопытного животного совершать определенные действия (например, нажатие рычага) в результате воздействия раздражителей, таких как световой или звуковой сигнал. Если испытуемый объект правильно выполняет действия, специальный механизм доставляет в камеру еду или другое вознаграждение.
В некоторых случаях механизм «наказывает» за неправильную или отсутствующую реакцию, например ударом электрического тока.

ywik_1511353844.jpg

Конструкция девайса проста, как всё гениальное и понятна из рисунка.

slide-82.jpg

А в качестве подопытного организма, могут быть исследованы не только сухопутные звери и птицы, но и обитатели водёмов

В свои ящики Б. Ф. Скиннер сажал голодных подопытных животных. В процессе изучения пространства, в которое их поместили, подопытные случайно нажимают на рычаг. Вслед за нажатием в кормушку выпадает еда. После поощрения едой вероятность того, что животное снова коснется рычага, возрастает.

img_TT_skinner_lab.jpg

Вскоре Скиннер обнаружил, что подопытные быстро научаются определенным действиям, если за это их поощряют. Эксперименты показали, как крысы смогли превратить случайные действия в намеренные, которые основывались на полученном ранее опыте. После того, как крысы научались нажимать на рычаг с целью получения корма, Б. Ф. Скиннер устанавливал фиксированные интервалы, в которые будет выдано поощрение. Таким образом, крыса получала корм после двух, трех, пяти или двадцати нажатий на рычаг. Кроме того, Скиннер устанавливал равные (или неравные) промежутки времени, через которое животному поступала пища.

Его также интересовало поведение животного в ситуации, когда после нажатий на рычаг поощрение не поступало. После прекращения подачи еды, крыса вовсе переставала нажимать на рычаг, даже если слышала, что в лотки соседних камер сыпется корм.

Б. Ф. Скиннер утверждал, что люди могут быть обучены по такому же принципу.

231913.jpg

Американцы как всегда всё приняли в серьёз, с привычной им деловой хваткой взавшись за тиражирование "воспитательных ящиков" для малышей.

xair-crib-1.jpg.pagespeed.ic.P9VS_3nhFd.jpg

Поводом тому послужила история о якобы экспериметах Скиннера над собтсвенной дочерью Деборой, что вызвало серьезные споры и противоречия.

instructions-contai.png

Согласно легенде Скиннер соорудил для новорожденной Деборы ящик, в котором содержал ее в течение двух лет. Так он хотел выработать у девочки условные рефлексы. Процесс научения Скиннер фиксировал на графике. По той же легенде, когда Деборе исполнилось тридцать лет, она подала на отца в суд, но проиграла дело, после чего застрелилась на дорожке для боулинга.
Позже дочь Берреса Скиннера опровергла эту выдумку.

Изменения в поведении, по мнению Скиннера, — это результат ответа человека на события, происходящие в его среде. «Усиление поведение, которое становится результатом положительного стимула, называют „обусловливание“», — написал Скиннер в своей книге «Наука и поведение человека» (англ. Science and Human Behavior, 1953). — «В оперантном обусловливании мы „усиливаем“ оперантное поведение, делая ответ на стимул более вероятным и более частым».

Используя пищу, рычаги и другие факторы окружающей среды, Скиннер продемонстрировал, что то, что считалось независимым откликом, на самом деле является условным рефлексом, и тем самым поставил под вопрос казавшееся незыблемым понятие свободы воли.

В 1950—1960-х годах государственные психиатрические больницы начали использовать методы Б. Ф. Скиннера, чтобы помочь пациентам с тяжелым психозом. Благодаря схеме оперантного научения безнадежно больные шизофреники оказались способны самостоятельно одеваться и есть, получая за каждую ложку поощрение в виде страстно желаемой сигареты
Камеры оперантного обусловливания стали распространены во множестве исследовательских дисциплин, включая поведенческую фармакологию.
Сегодня целый ряд фирм выпускает волшебные ящики в безгрничном ассортиментном разннообразии разной степени заумности

186_L.jpg

одноместные

80870_Lg.jpg
и многоместные.

«Благодаря Скиннеру мы знаем, что поощрение эффективнее наказания в формировании желательного вида поведения. Открытия Скиннера открывают заманчивые перспективы и в политике, если только наше правительство окажется в состоянии это понять», — Брайан Портер, психолог-экспериментатор, применяющий разработанные Скиннером методы для решения проблем безопасности дорожного движения.

Вокруг работ Скиннера никогда не утихали споры.
Так американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что в книге Скиннера «Поведение организмов» единственными организмами были крысы и голуби, а единственным поведением — нажатие рычагов и клевание клавиш. В статье «Ненормальное поведение организмов» ученики Скиннера Келлер и Мариан Бреланд сообщали о своих попытках использовать его приемы, чтобы научить животных засовывать покерные фишки в торговые автоматы. Однако куры клевали фишки, еноты мыли их, а свиньи пытались закопать. Как отмечает Пинкер, бихевиористы не придавали должного значения изучению работы мозга и генетике. Так, в 1974 году Скиннер писал, что изучение мозга — это еще один ошибочный путь в поисках причин поведения внутри организма, а не во внешнем мире. Такую позицию С. Пинкер считает ошибочной.
4564564.jpg

Пожалуй самый громкий провал связан с выполнением заказа Министерсва Оборы США на тренировку почтовый голубей, которыйх Скиннер предлагал использовать в качестве автопилотов для самонаводящихся ядерных бомб.
В рамках проекта "Бомба Пеликан" голубь должен был быть предварительно обучен узнавать нужный объект на аэрофотографии местности и нажимать клювом на его изображение. Сквозь отверстие в карте, расположенное точно на месте атакуемого объекта, к голубю подавался корм. Таким образом, голубь привыкал узнавать и нажимать клювом на строго определенный объект на фотографии.

Pelic-1.jpg

Помещенный в головку самонаведения бомбы, голубь видел бы сквозь систему линз местность вокруг, и, заметив объект, узнавать который его учили по карте, тыкал бы в него клювом. Специальный электропроводящий экран, на который проецировалось изображение местности, воспринимал бы движения клюва как команды автопилоту, и передавал их рулевым машинкам. Предполагалось, что голубь, удерживая клюв на цели, будет наводить таким образом бомбу точно в цель.
Pelic-2.jpg

Несмотря на критическое отношение флота к этому предложению, определенный бюджет был выделен на испытания. Проведенные в 1943 году тесты показали работоспособность концепции, но её главный недостаток — необходимость тщательной предварительной разведки и долгой подготовки голубей к боевому применению — привел к закрытию программы в апреле 1945 года, без каких-либо практических применений.
Формально, бомба «Пеликан» с голубем в качестве головки самонаведения, может считаться первым киборгом, разработанным для применения в боевых целях.

Однако настоящий расцвет идей Скиннера случился с развитием интернет и мира вирутальной реальности.
mz.jpg

Производители игровых автоматов и онлайн-игры фактически уподобили свою продукцию скиннеровскому ящику устройств, использующих комплексные оперантные системы: систему положительных стимулов, чтобы наградить повторяющиеся, однообразные действия игроков.
Вот, например, популярная игра Fallout и её модуль Fallout Shelter.
Классический ящик Скиннера.
Fallout Shelter — это мобильная free-to-play игра и часть рекламной кампании Fallout 4. Пользователь в ней выступает в роли Смотрителя — человека, ответственного за Убежище. Цель игры — развивать и расширять Убежище, а также следить за благосостоянием его обитателей. Вполседствии Смотрители используют выживших в своих социальных экспериментах.

ю

Игрок Fallout Shelter должен следить за тремя основными ресурсами: едой (она поддерживает жизнь в жителях), водой (она помогает от радиации) и энергией (самый важный, поскольку комнаты без него не работают).

Ресурсы производят их в специальных помещениях (например, на станции обработки воды), их обслуживает часть жителей Убежища. Эффективность труда обитателя зависит от его показателей SPECIAL (каждая комната влияет на один из статов), а производительность комнат повышается по мере их улучшения. Обычно в комнату помещается не более двух жителей, однако можно создать помещение крупнее, объединив несколько с одним типом и уровнем.
У каждого обитателя есть и другой показатель, за которым нужно внимательно следить — счастье (оно влияет на производство ресурсов). Жители рады при удовлетворении их базовых потребностей, а также когда занимаются любимым делом, здоровы и состоят в отношениях (этого можно достичь, если отправить мужчину и женщину в одну жилую комнату).

.

Fallout Shelter развлекает, только пока геймер не познакомится со всеми механиками. После этого игра превращается в пустую и однообразную трату времени. Геймплей не глубок, концовка отсутствует. Ежедневные цели вносят некоторое разнообразие, но всё-таки они слишком шаблонны для того, чтобы быть интересными: произвёл столько-то таких-то ресурсов, продал столько-то видов оружия и тому подобное.

Этот ящик Скиннера испытывает терпение игрока и заставляет его повторять одни и те же действия до тех пор, пока ему не наскучит и он не позволит Убежищу погибнуть без надзора Смотрителя.

g

В Fallout Shelter есть система микроплатежей. Не самая худшая на мобильном рынке, но всё равно по модели «играй бесплатно, побеждай за деньги».

Хотя на самом деле платить не обязательно, деньги открывают доступ к ланчбоксам, часто содержащим редких жителей, хорошее оружие и огромное количество ресурсов. Ланчбоксы — награда за выполнение ежедневных занятий, но далеко не всех (большая часть вознаграждается игровой валютой). Более того, в игре, построенной на ожидании, за день много не сделаешь.

golosindex.png

Не правда ли, всё это что-то напоминает? Активность - как подобных, поощрение - как у всех, «играй бесплатно, побеждай за деньги» ...
Впрочем, не буду за вас додумывать )))
Лучше прикуплю на Али-экспресс такой вот ящичек

rogelio-skinner-box.png
Тесноват он конечно для тёщи, но с начну с морских свинок, а там расширим.


Использованы материалы:
http://www.science-pribor.ru/catalog/D500767/D5028E93/186.html
http://animalworld.com.ua/news/Bomba-Pelikan-bomba-s-pochtovym-golubem-v-kachestve-golovki-samonavedenija
https://dtf.ru/gamedev/3849-odnazhdy-v-vegase-i-ne-tolko-istoriya-fallout-chast-vtoraya

мыслиgolos
85
139.572 GOLOS
0
В избранное
nkl
На Golos с 2017 M10
85
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (16)
Сортировать по:
Сначала старые