Уважение к читателю
В этой статье я хотела бы поделиться своими размышлениями на тему чтения и отношений между писателем и читателем, а также некоторыми мыслями об искусстве в целом.
Источник картинки
Чтение - это один из способов общения. Когда мы читаем книгу (или статью в интернете), мы общаемся с её автором. Мы «слушаем» его голос, который звучит у нас в голове, соглашаемся с ним или возражаем, иногда даже спорим. Я думаю, границы, отделяющее наши мысли от идей автора, очень расплывчаты и не всегда заметны для нас. Было бы ошибочно считать, что во время чтения мы только принимаем информацию, заложенную автором - на самом деле наше восприятие вносит свои изменения; мы додумываем многое из того, что автор умолчал, или пропускаем то, что кажется нам неинтересным. Мы очень выборочно составляем итоговое мнение о прочитанном, в связи с чем у нас может сложиться неверное представление об авторе и том, что он хотел выразить в своей работе. В некотором роде, чтение - это ещё и общение с самим собой. Читатель даже может быть склонен переносить на автора своё отношение к себе, то есть принимать отсутствие самоуважения за пренебрежение, исходящее от писателя. Это явление встречается довольно широко в других видах общения.
Тем не менее, сама книга может кое-что рассказать о личности автора, если он закладывает в неё свой жизненный опыт и, в частности, опыт взаимодействия с людьми. Почему-то в моём сознании уважение писателя связывается с эстетичностью произведения. Когда я читаю что-то вроде «Пётр зашёл в комнату, уселся на диван и стал думать о своей тяге к валянию дурака», у меня появляется ощущение, что автор этих слов неуважительно относится к тем людям, для которых пишет. Это написано грубо и вызывает раздражение. Создаётся впечатление, будто автор нарочно провоцирует читателя, а это вряд ли кому-то нравится. Также знаком неуважения я считаю чрезмерную категоричность и давление на читателя.
Я убеждена - искусство должно быть эстетичным. Его не стоит воспринимать только лишь как «способ передачи жизненного опыта посредством художественного образа». Такое восприятие может привести к созданию «арт-объектов» в виде вёдер с грязной водой и половыми тряпками (именно такую экспозицию я видела в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Эти предметы были соединены особым образом). Эстетическая потребность формируется культурой, она часть того, что делает человека человеком. Её удовлетворение, как мне кажется, вдохновляет человека, гармонизирует его внутреннее состояние, даёт ему стимул к творческой самореализации. Если правильно распоряжаться этой потребностью, она будет существенно способствовать развитию человека.
Художественные рассказы, повести, романы - это многофункциональные инструменты. У искусства много функций - воспитательная, мировоззренческая, эстетическая, функция высвобождения психической энергии; они все одинаково важны. Они равным образом необходимы для развития человечества и поддержания гармонии в обществе.
В то же время резкость, грубость в художественном произведении могут быть уместны и полезны в том случае, если автор хочет таким образом показать негативную сторону описываемого явления. Примером такого произведения, пожалуй, можно назвать роман «Яма» А. Куприна. В нём изображаются ужасные вещи в прекрасном мире, а то, что мир прекрасен, ощущается из подачи материала. Для создания такой картины используются особые средства художественной выразительности, которые, надо полагать, доступны только профессионалам. Они не вносят дисгармонию в душевное состояние читателя, но в то же время оставляют тяжёлое впечатление. Это странное сочетание красоты и уродства, разрушения и стремления к созиданию способно побудить человека к очищению, оно помогает понять (или почувствовать), почему то, что считается плохим, на самом деле плохо. Конечно, всем этим читатель ещё должен правильно распорядиться, но это уже не во власти писателя.
Эта статья впервые была опубликована тут.