Тайвань. День 3. Физика и фэншуй

Неправильно было бы полагать, что мой приезд в Тайвань носит исключительно этнографический характер. Есть у меня тут и кусочки работы. Любимой работы.

Вчера мы проводили вебинар по основам фэншуй для наших российских и европейских друзей и студентов. Я переводил последовательно на русский.

Преподавателем был мой друг и учитель, даосский мастер европейского происхождения Алехандро Пенатаро, защитивший PhD в Берлине по китаеведческим темам.

И на этом вебинаре мы пошатнули основы мировоззрения наших студентов.

Предисловие — модели

Многие любители научпопа искренне полагают, что некая наука (будь то физика, химия, психология или фэншуй) изучает объективную реальность и имеет только один ответ на всякий вопрос. Ведь истинно только что-то одно, остальное ложно.

Но так может думать только любитель науки. Сами учёные знают страшную тайну. Эта тайна настолько очевидна, что чтобы её заметить, необходимо быть совершенно гениальным или обладать большим исследовательским опытом.

Тайна эта называется магическим словом Модель.

Мой друг Алехандро — безусловный гуманитарий. Много лет изучения языков: европейские (английский, немецкий, французский, помимо родного испанского), китайский классический, китайский современный. Надо сказать, что последние два лексически и грамматически отличаются примерно как язык «Слова о Полку Игореве» от нашего с вами наречия.

Я же имею математический бэкграунд. В свою студенческую бытность я занимался биомеханикой глазного дна человека, а затем асимптотическими методами в лагранжевом формализме упругих оболочек.

И вот, что мы оба хором можем сказать, как представители именно европейской науки — различных её ветвей. Наука не работает с реальностью. Реальность слишком сложна, чтобы её можно было описать какой-то формулой. Реальность пестра, шероховата и несовершенна, полна случайностей и флуктуаций. Поэтому фундаментальные науки изучают не реальность.

Фундаментальные науки работают с моделями!

Из школьного курса физики вы, вероятно помните такую штуку как «материальная точка». Это яркий пример модели. Материальной точки в природе не существует. Ведь это бесконечно малый объект, обладающий конечной массой. Но несмотря на то, что такой штуки в природе не существует, именно ей посвящено огромное количество страниц учебников и задачников. Зачем мы изучаем эту чистейшую абстракцию, этот недосимулякр?

Мы её изучаем потому, что сделав некие выводы о том, как ведёт себя модель, мы можем с некоторой погрешностью спрогнозировать поведение реальности.

Предположим, вы уронили айфон 6 плюс в унитаз, извините за пикантность. И хотите понять, сколько у вас есть миллисекунд, чтобы превратиться в человека-паука и предотвратить соприкосновение телефона с водой.

Это, казалось бы, простая задачка по физике. Там что-то про массу, ускорение свободного падения и высоту. Определить время полёта.

Но! Давайте посмотрим, что тут на самом деле происходит. Мы решаем, что для решения задачи мы будем использовать модель «материальной точки». Мы полагаем, что решение, данное на основании этой модели даст нам неплохое приближение реального процесса.

Утверждаем ли мы при этом, что «айфон 6 плюс является бесконечно малым объектом с конечной массой»? Конечно, нет. А как мы говорим? «Рассмотрим айфон 6 плюс как материальную точку».

Мы не обязаны применять эту модель. Мы можем применить и другую. Мы можем применить модель «абсолютно твёрдое тело». Тогда мы сможем учесть размеры аппарата, его вращение на лету. И решение может оказаться иным. Ведь у айфона 6 плюс довольно большие габариты. И если к концу падения он развернётся в своём вращении вертикально, то соприкосновение с водой произойдёт раньше. А если он развернётся плашмя, то у человека-паука будет ещё немного времени на то, чтобы спасти вещь от гибели. Модель материальной точки никак эту вариативность не учитывает. И нас это может устраивать. А может и не устраивать. И тогда мы будем подбирать другие модели.

Научные модели — это как отмычки к пониманию реальности. Это как призмы, через которые мы смотрим на реальность. И картинка в призме предстаёт идеальной — из неё убраны все шероховатости и несовершенства, все случайности и дефекты производства. Такую идеальную картинку можно описать красивой формулой. И только сверка результатов формулы с реальным опытом покажет нам, годна ли была модель. Если выводы и решения, сделанные с применением некоторой модели не привели к ожидаемым результатам, значит модель была выбрана неподходящая.

Как выбирать модель — про это строгих инструкций нет. Это уже искусство. Можно попробовать одну, попробовать другую. Со временем развивается чутьё, какую модель в каких случаях применять.

Новый фэншуй

После такого предисловия становится понятно, с чем мы столкнулись. Подавляющее большинство людей изучающих фэншуй в странах западных варваров, не имеют достойной научной подготовки. И поэтому они наивно верят в то, что наука — какой бы она ни была — изучает некую объективную реальность.

Столкновения с фактом, что моделей бывает много, что они разные и дают разные результаты, что выбор модели есть искусство, — это оказалось шокирующим для некоторых студентов.

Большинство наших вчерашних студентов были уже хорошо обученными специалистами и знатоками фэншуй в самом лучшем смысле этого слова. Но выяснилось, что те формулы, которые они применяли, те подходы, которые они использовали при анализе ландшафтов и зданий — это не единственный вариант. Выяснилось, что наши подходы и модели, основанные на опыте мастеров даосской линии преемственности Маошань, несколько, а то и сколько, отличаются от того, что получило распространение на «западе».

Вполне ожидаемым вопросом было бы: «Браво. И что же теперь делать? Какой метод правильный?»

Даос в такой ситуации сощурит хитрую улыбку и скажет: «Правд бывает много. Слушай своё сердце и наблюдай за природой. Они тебе скажут, как поступать».

Примечательно, что приблизительно то же и так же мне говорил мой профессор по асимптотическим методам в лагранжевом формализме упругих оболочек. Но он ещё добавлял: «Если формула получается красивая, то скорее всего она правильная. Ведь природа — не урод. Хотя, красота — это дело вкуса. Но увидев правильную модель и создав правильную формулу, ты почувствуешь, что мир как бы откликается на твой взгляд на него. Это незабываемое чувство».

Чувство

Моделей много, формул много, парадигм много, способов мышления много, научных школ много, теорий и концепций не счесть. А уж мнений, гипотез, предположений и домыслов — больше, чем звёзд на небе.

Чтобы не запутаться в этом многоголосии, нужно быть либо фанатиком и просто ликвидировать всех, кто придерживается иных взглядов. Либо нужно развивать в себе способность чувствовать, ощущать мир непосредственно, минуя модели и теории. Отбросив зашоривающие взгляды и убеждения, развивая в себе восприимчивость и сенситивность — мы сможем гораздо яснее ощущать те отклики мира, о которых говорил мой профессор. Мы сможем непосредственно ощущать потоки энергий времени и пространства так же ясно, как можем ощущать воду, когда стоим в реке или купаемся в море. Не нужна теория, чтобы почувствовать реку.

Теория может помочь, когда нужно разобраться с тем, как поток будет себя вести в некоторых особых обстоятельствах. Но если мы никогда не плавали в море, не видели рек, не пили воду, то слишком легко запутаться в разных теориях.

Учитесь плавать.

Учитесь чувствовать мир и дышать с ним одним воздухом, быть с ним одной крови. Тогда вы сможете свободно жонглировать моделями и выбирать подходящую.

наукакультурафэншуйобразованиеобучениепутешествиядаосизмpsku75
25%
1
17
0.616 GOLOS
0
В избранное
Кэ Али
Даосские подходы современному миру. Даосизм, китайские науки о жизни.
17
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые