Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mamasetta
6 лет назад

Рукописи Мертвого моря

Мир ошеломила новость о находке в пещерах около Мертвого моря рукописей возрастом 2000 лет. Их изучение позволило по-новому взглянуть на еврейскую культуру, особенности зарождающегося христианства и на ессеев — последователей аскетического иудейского учения, спрятавшего этот хрупкий папирус около селения Кумран.

В 1947 году пастух набрел на пыльные пещеры в скалах на северном берегу Мертвого моря около развалин Кумрана — на территории западного берега Иордана (Израиль). Он и не подозревал, что стал первооткрывателем одного из величайших кладов в истории. Это не драгоценные камни и не золото. В 11 пещерах хранилось множество сильно пострадавших от времени свитков, обернутых в кожу и запечатанных в глиняные лари и кувшины. В 1948 году было заявлено о «самой крупной в наши дни находке древних текстов», которые названы рукописями Мертвого моря. С этого момента вокруг происхождения христианства появилось много новых вопросов.

Подземная сокровищница

Найдено 700-800 рукописей, датируемых II веком до нашей эры — I веком нашей эры. Это тексты на пергаменте, папирусе и меди; некоторые почти целые, от многих сохранились только фрагменты.

Записи сделаны на иврите, арамейском и греческом языках. Примерно четверть — это копии Ветхого Завета, оригинал которого более чем на 1000 лет старше ранее известных версий. Остальное — ветхозаветные истории, не включаемые современной церковью в Священное Писание, а также впервые попавшие в руки ученых небиблейские тексты. Последние, представляющие наибольший интерес, поражают такой четкостью идей, что многие приписывают их мистической религиозной секте, близкой к христианству.

Кумранская община

Вблизи Кумранских пещер находятся остатки древней общины монастырского типа. Обнаружены трапезная, кухня, складские помещения, залы, мастерские, кладбище, цистерны и ванны с подведенными к ним акведуками. Найдены также длинный стол и бутыль с чернилами — явное свидетельство работы в Кумране писцов, однако никаких текстов на месте раскопок не оказалось. Поэтому ученые склонны думать, что жители Кумрана спрятали свитки в соседних пещерах от какой-то опасности.

Судя по всему, тут был центр крошечной еврейской секты, так называемых ессеев. В I веке римский историк и писатель Плиний Старший упоминает об их общине севернее Мертвого моря. Образ жизни кумранцев соответствует также характеристике ессеев, которую дали писавшие по-гречески еврейские историки Филон Александрийский (20 год до нашей эры — 45 год нашей эры) и Иосиф Флавий (37-100). Эта гипотеза подкрепляется археологическими данными и является сейчас общепринятой. Kyмранская община была основана около 100 года до нашей эры священником иерусалимскои синагоги, отказавшимся от официальной доктрины; последователи стали называть его Учителем справедливости. Для отправления своих служб ессеям потребовалось просторное помещение, которое они, по-видимому, нашли среди руин Кумранской крепости VIII века до нашей эры.

Община держалась замкнуто, и вступление в нее было довольно суровым испытанием. Иосиф Флавии пишет, что сначала неофит должен был порвать со своей семьей и провести год вне секты. Потом следовали два года послушания в ее рядах, когда новичку разрешали участвовать в ритуалах очищения полноправных членов и делить с ними общую трапезу, считавшуюся священной. Жизнь в общине подчинялась строгим правилам. Нарушение дисциплины, по-видимому, сурово наказывалось и могло привести к исключению из секты.

Строгий устав

Повседневная жизнь ессея была расписана до мелочей: определены время для молитв и конкретный круг обязанностей каждого члена секты. Исполняться они должны были установленным способом. Ессеи изучали апокалиптические тексты и жили в ожидании Страшного Суда и Царствия Божия на земле. Литургия состояла из гимнов, написанных в стиле библейских псалмов. Хотя ессеи строго соблюдали Моисеев закон, у них были и свои праздники, не относящиеся к общеиудейским, например дни молодого вина и масла. Кроме того, они следовали календарю, основанному на трудах Пифагора. Ессеи оставили множество текстов, в том числе зашифрованных, от прогнозов погоды до трактатов по физиономистике (толкованию характера человека по чертам его лица).

Между 67 и 63 годами до нашей эры Кумранская община была разгромлена, и Учитель справедливости сослан в Дамаск. За ним последовали сторонники, но еще прежде 63 года до нашей эры он умер. Примерно через 40 лет ессеи вернулись в Кумран ждать возвращения своего Учителя в виде мессии, а заодно и конца света. Их община просуществовала там до 68 года.

Христианство и ессейство

По мнению ряда ученых, раннехристианская церковь уходит своими корнями в эту ессейскую общину. Еще в XVIII столетии прусский король Фридрих Великий писал, что «Иисус был ессеем». Век спустя французский историк религий и писатель Эрнест Ренан отметил: «Христианское учение — это ессейство, получившее всемирное признание».

Ученые согласны, что многие идеи, ранее считавшиеся чисто христианскими, можно найти в рукописях Мертвого моря. Есть гипотеза о принадлежности к Кумранской общине Иоанна Крестителя. Он, как и положено ессею, ждал конца света и готовился в пустыне к Страшному Суду. У этой секты большую роль играло ритуальное омовение, что перекликается с обрядом крещения, исполненным Иоанном. Возможно, черты сходства случайны. В I веке до нашей эры возникло множество апокалиптических движений, которые, по-видимому, сильно влияли друг на друга.



  
  



0
200.930 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые