Воскресные истории. Абидос и мистерии Осириса
Священный город Абидос в Верхнем Египте был центром культа Осириса. Здесь ежегодно разыгрывались посвященные ему мистерии — инсценировки трагической жизни верховного божества, символизирующие циклы жизни, смерти и возрождения для жителей долины Нила.
В пантеоне египетских богов Осирис, вероятно, самая сложная фигура. Этот бог, обучивший людей земледелию и ремеслам, регулярно умирал и воскресал. Во времена 12-й династии Среднего Царства (1994-1781 года да нашей эры) центром его культа стал город Абидос в 550 км к югу от нынешнего Каира. Здесь совершались особые церемонии — мистерии Осириса, в которых разыгрывались сцены его погребения и возрождения. Благодаря этим празднествам город считался священным и был одним из важнейших религиозных центров страны до греко-римской эпохи.
На основе археологических находок нам известно, что абидосские мистерии были двух типов: инсценировки мифов об Осирисе разыгрывались перед публикой актерами, жрецами или придворными, а в тайных ритуалах участвовали только немногие посвященные.
О тайных ритуалах мы знаем мало, о публичных представлениях — гораздо больше. «Тексты пирамид» (записанные на их стенах примерно в 2500 году да нашей эры) и труды греческого историка Плутарха (I век нашей эры) сохранили для нас миф об Осирисе. Согласно «Текстам пирамид», будучи сыном бога земли Геба и богини неба Нут, он унаследовал от отца Египет. Молодой царь решил позаботиться о своих подданных. Для этого он первым делом отправился на полудикий юг страны и стал обучать здесь людей земледелию, а также научил их поклоняться богам. Государственными делами во время его отсутствия занималась его жена (и она же его сестра) Исида.
Козни Сета
Когда Осирис вернулся с юга, его завистливый брат Сет придумал, как заманить его в ловушку. Во время пира, на котором был Осирис он предлагал всем гостям лечь в большой гроб, пообещав в дар его тому, кому он окажется точно по размеру. Когда в этот гроб лег Осирис, Сет захлопнул крышку и бросил гроб в Нил. Река вынесла его в Средиземное море и прибила к берегу около порта Библ, где сейчас Ливан. Находку доставили местному царю.
Узнав, что случилось с Осирисом Исида поспешила в Библ, уговорила правителя вернуть ей останки супруга и отвезла их в Египет. Но ночью Сет обнаружил гроб, разрубил тело покойного на 14 частей и разбросал их по всей стране. По верованиям египтян, душа — ка — связана с его телом. Поэтому, если уничтожено тело, то человек лишается загробной жизни. Однако Исида нашла все части тела мужа, кроме пениса (его она под названием фаллос объявила священным объектом), сложила их в гроб и захоронила в Абидосе.
Выжившая ка Осириса позволила Исиде чудесным образом забеременеть от него и родить сына Гора — защитника людей от всяческого зла. Став искусным воином, Гор победил Сета, отомстив ему за отца, и заявил наследственные права на трон.
Воскрешение Осириса
В конце абидосских мистерий наступала их кульминация — подъем столба Джед — увенчанной перьями колонны с четырьмя капителями, аллегорически представляющей Осириса. Сначала она лежит на земле, символизируя мертвого бога. Потом ее поднимают, а в это время исполнители, разделившись на две группы — сторонников Сета и Осириса, притворяются, будто ведут между собой ожесточенный бой. Завершается все победой сторонников Осириса и водружением столба Джед, которое символизирует славное воскрешение доброго бога.
В этот момент торжественная процессия выносит ладью с великолепно украшенной статуей Осириса. Ладья — это божественное судно, на котором ка Осириса плавает в космосе. Статуя убрана гирляндами цветов, символизирующими триумф. Затем ее уносят назад в храм.
Все эти мистерии насыщены символикой. «Тексты пирамид» и Плутарх сравнивают смерть и возрождение Осириса с циклом посевных и уборочных работ, торжества фактически соответствуют празднику урожая. Древние египтяне связывали наступавшие раз в полгода разливы Нила и приносимое ими изобилие растительности с двукратным воплощением своего бога, а землю считали телом Исиды. Сезон засухи, когда живительные воды реки испарялись, означал ловушку, устроенную Сетом, которому помогала эфиопская богиня Асо, олицетворявшая жаркий ветер из пустыни, свирепствовавший в период перед разливом Нила. Смерть задохнувшегося в гробу Осириса совпадала с минимальным уровнем воды в Ниле. За уборкой урожая шел обмолот, соответствующий расчленению тела бога. Однако слезы Исиды заставляли реку снова выходить из берегов, а затем похороны останков Осириса (время сева) приводили к оплодотворению земли — Исиды ее мертвым братом-супругом. Миф описывал цикл сельскохозяйственных работ, тесно связанный с колебаниями уровня воды в Ниле.
Царская символика
По мнению египтологов, символика возрождения присутствовала и в ритуале интронизации монарха. Смену умершего фараона его наследником сопровождали слова: «Гор, живой царь, становится Осирисом, мертвым царем, который вновь предшествует живому царю Гору в вечном цикле».
Во времена Древнего Царства (2670-2160 года до нашей эры) фараон считался инкарнацией Осириса — его сыном, который соединится с отцом после смерти и сам станет богом. Душа покойного правителя займет на небе место среди богов и оттуда будет осыпать свой народ благодеяниями.
До следующего воскресенья =)
Предыдущие истории можно посмотреть по ссылке