Воскресные истории. Новая вера Заратуштры
Более 2000 лет назад персидский пророк Заратуштра, подчиняясь божественному откровению, объявил Ахуру Мазда единственным богом новой религии — зороастризма. Этот культ сохранился до наших дней, но жизнь его основателя остается загадкой.
Период с VIII по V века до нашей эры был эпохой глубочайших религиозных потрясений. По всему свету возникали новые культы, некоторые из них становились впоследствии мировыми религиями. Особенно плодовитыми оказались в этом смысле Средиземноморье и Азия, где божественное откровение нисходило на множество пророков. Среди них были основатель буддизма Гаутама Сиддхартха; библейские Иезекииль, Иеремия и Исайя, предрекшие приход мессии; Нума Помпилий, второй римский царь, оформивший римскую культовую систему; китайский философ Конфуций, учение которого глубоко повлияло на всю культуру Китая; его соотечественник Лао-Цзы, давший начало даосизму; наконец, Заратуштра (Зороастр), персидский пророк и основатель зороастризма. Хотя он считается одним из важнейших религиозных деятелей мировой истории, прославили его главным образом книга немецкого философа XIX века Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра" и появившаяся под ее влиянием одноименная симфоническая поэма композитора Рихарда Штрауса.
Жизнь пророка
О жизни Заратуштры известно немногое. На протяжении веков недостаток сведений восполнялся легендами, так что сейчас отличить правду от вымысла трудно.
Даже время, в которое он жил, — предмет споров; называют самые разные сроки: от 1200 до 600 года до нашей эры. Большинство ученых сходятся, однако, на том, что Заратуштра родился в Персии примерно в 630 году и умер в 533 году до нашей эры. Его имя на древнеперсидском означает "богатый верблюдами": скорее всего, он происходил из зажиточной семьи, возможно, из обширного рода Спитама в Мидии (на северо-западе нынешнего Ирана). Он стал заотаром (жрецом), женился, завел детей. В 30 лет Заратуштру посетило первое мистическое видение, под влияние которого он стал проповедовать основы новой религии. Это вызвало, гнев жрецов господствовавшего Персии митраизма и вынудило его бежать в Бактрию (нынешний Афганистан), где он собрал кружок последователей и занялся пропагандой своего учения.
Один бог вместо многих
До появления Заратуштры в религиозной системе персов было много общего с культами соседних и близких по корням народов Индии. Они поклонялись одним богам, в частности Митре и Вайю, хотя со временем разошлись в их названиях и атрибутике. Для Заратуштры этого пантеона больше не существовало. Его монотеистическое учение говорило о существовании единственного божества — Ахуры Мазда. Вероятно, это имя уже было известно индо-иранской мифологии, но наравне со многими другими богами. Согласно Заратуштре, Ахура Мазда — это всеведущий и всемогущий творец и повелитель мира. Новое учение включало также и признание вечного конфликта добра со злом: Ахуры Мазда с его антиподом — близнецом Анхрой Майнью (впоследствии — Ахриманом), возглавляющим орду демонов (дэвов) и олицетворяющим ложь, ненависть, раздоры и тьму.
Свобода выбора
В отличие от многих других религий, в которых судьба человека предначертана богом, зороастризм говорит о свободе выбора: каждый в любом своем деянии может встать на сторону как Ахуры Мазда, так и Ахримана с его дэвами. В этом учение Заратуштры совпадает с христианством. После смерти, когда души переходят ведущий в загробный мир Мост Синват, принятые людьми решения подытоживаются, и праведные души вступают в царство истины и света, а грешные падают в царство вечной тьмы. С христианством зороастризм сближает не только идея о личной ответственности, но и учение о Страшном Суде. В священной книге "Авеста" описывается Страшный Суд, в котором участвует спаситель Саошьянт. В этот день Ахура Мазда наконец уничтожает силы зла, и мир возрождается. Параллели впечатляющие, однако различные пути взаимного влияния зороастризма, иудаизма и христианства еще требуют изучения.
Единственная запись учения Заратуштры — свод текстов "Авеста". Древнейшая его часть состоит из 16 священных гат (гимнов), вероятно, сочиненных самим пророком. Кроме описаний свойств и деяний Ахуры Мазда, а также призывов следовать добру эти гаты перечисляют и требования к верующим, включая мирное сосуществование с другими людьми, отказ от принесения в жертву животных и поддержку древнеперсидского культа огня. По иронии судьбы, некоторые прежние божества и обряды, против которых Заратуштра боролся, появляются в текстах, составленных после его смерти.
Закат
Полный свод "Авесты" сформировался между 224 и 642 годами, когда Персия входила в состав империи Сасанидов. В этот период зороастризм укрепился и приобрел статус государственной религии, но вскоре был сметен волной ислама, хлынувшей на мир в середине VII века из глубин Аравийского полуострова. Большинство последователей Заратуштры переселились в Индию, где их регигия стала называться парсизмом — по месту своего появления. В Индии парсов сейчас около 100 тысяч, но многие живут и в нынешнем Иране. Они совершают тайные поклонения огню и оставляют покойников под открытым небом на так называемых башнях молчания, где тела расклевываются грифами.
До следующего воскресенья =)
Предыдущие истории можно посмотреть по ссылке