Неостоицизм


Вводную про неостоицизм можно прочитать тут.

Если охарактеризовать неостоицизм одним словом, то неостоицизм это самоконтроль. Противоположной по вектору системой будет гедонизм (и его различные вариации от сатанизма до либерального консьюмеризма Фукуямы). Стоицизм предполагает самоконтроль и примат общего дела над желаниями эго. Гедонизм провозглашает эго центром мироздания а получение удовольствий — смыслом существования.

Будет ли неостоицизм являться востребованной идеологией? Да. Является ли неостоцизм востребованной идеологией сейчас? Нет. Почему?

Здесь следует сделать важное замечание. Практически все идеологии ставят своей целью максимально широкое распространение, понижая порог входа для сторонников насколько это возможно. Например для любой гедонистической философии он равен нулю, если только вы не страдаете физическими девиациями — например получать удовольствие с помощью секса может практически любое животное вида Homo Sapiens. Придерживаться же стоицизма может только низкопримативный человек, то есть человек, который может контролировать инстинкты. Для высокопримативных особей эта идеология абсолютно не применима.

Это одна из причин почему любые идеи контроля получали ограниченное распространение. Они напрямую зависели от количества низкопримативных в социуме.

Вторую причину можно назвать «испытание сытостью». Сейчас мы переживаем своеобразный золотой век, когда значительная часть человечества не страдает от голода, а «золотой миллиард» имеет немыслимые по сравнению с прошлыми эпохами блага. Излишки ресурсов и свободного времени создают переизбыток энергии, и эту энергию надо куда-то девать. В текущих условиях ум выбирает удовольствия, как способ сжечь энергию и получить быстрое эмоциональное насыщение. Стоит отметить что и сами удовольствия стали намного доступнее, особенно в развитых странах. Секс — доступен, разнообразная еда — доступна, путешествия — доступны. Прибавьте к этому огромную сферу меда-развлечений — фильмы и сериалы на любой вкус, компьютерные игры и социальные сети.

Очевидные минусы потребительского Рая — потеря мотивации к жизни и вырождение. Да, излишняя сытость способна изменить биологическую прошивку, заточенную под другие условия существования. В этом и заключается яд гедонизма. В гедонизме нет будущего. Только настоящее, которое ограничено рамками существования конкретного «Я».

Но и в жизни отдельно взятого «Я» гедонизм не приносит счастья. Желания эго — ненасытны. Кроме того стремление к получению удовольствий будет принуждать постоянно играть в социальные игры — где разыгрываются сексуальные призы и материальные ресурсы. А это жизнь в постоянном нервном напряжении.

А что предлагает неостоицизм? Реально оценить ценность эго. Мы в состоянии порождать жизнь в огромных количествах и каждый из существующих людей есть лишь элемент системы. Не может быть каждый элемент системы быть ее центром и смыслом существования. Сам по себе один человек — ничто. Разве может у разумного человека быть смыслом жизни потакание собственным прихотям? Изучение разумным человеком истории человечества приводит к очень простой, но мощной идее — к биологической и социальной эволюции, целью которой является появление более совершенного существа.

А каким будет главное отличие этого человека от человека нынешнего? Примат общего над частным, философия общего дела. Почему?

Что является целью управляемых инстинктами приматов? Потребление и размножение (это при условии, что прошивка не «глючит», в противном случае остается только первое). В том или ином виде это приводит к войне «всех против всех». У разумного низкопримативного появляются новые цели - творчество, исследование, познание мира. А это делать целесообразнее всего в кооперации. У низкопримативного человека иное распределение энергии — он меньше ее тратит на насыщение своего «эго», следуя базовым желаниям (доминация-секс-пища). То есть он по своей природе менее эгоистичен. Второе — такой человек будет уметь эффективно управлять доступной энергией. А это невозможно делать без самоконтроля высокого уровня.

А что такое примат общего над частным? Это означает, что ценность самой системы выше, чем ценность отдельного элемента. Это вовсе не означает пренебрежение личностью. Наоборот — такая организация социума предполагает бОльший альтруизм. В цене потеряют как раз эгоистичные желания, которые и являются причиной страданий. Это очень хорошо обкатано во всех религиях спасения (особенно в Буддизме). Таким образом неостоицизм выгоден — как и обществу в целом, так и отдельному человеку. Главная сложность в распространении подобной идеологии — это медленное эволюционное движение Homo Sapiens к доминированию низкопримативных.

неостоицизмфилософия
25%
2
55
49.450 GOLOS
0
В избранное
heldar
Постгуманизм. Эволюция. Абсолют
55
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые