ХРИСТИАНСТВО И ВЛАСТЬ. ЧАСТЬ 2.

● ИЕРОСХИМОНАХ ЕФРЕМ: «...установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что “всякая власть от Бога”, необходимо вспомнить и осмыслить следующее.

Св. ап. Павел пишет: “Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие же власти от Бога установлены” (Рим.13:1); “Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро” (Рим. 13:4). Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: “Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня” (Деян. 23:3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: “Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян. 5: 29). Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя.
“Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего” (Еф. 6: 12). Мироправители тьмы века сего — это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и отрицания Его власти. Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель» (4).

● А.П. ЛОПУХИН: «Этими словами (имеются в виду слова: «быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит. 3: 1) – П.Д.) апостол с одной стороны ограничивает предел повиновения гражданской власти: повиноваться властям нужно, следовательно, только в добрых делах, когда власть не идет прямо против ясных божественных повелений. С другой стороны, призывая христиан участвовать во всяком добром деле, апостол этим самым побуждает нас участвовать во всех благих общественных предприятиях…» (1. См. толкование на Тит. 3: 1).

По вопросу толкования слов: «Бойся, сын мой, Господа и царя» (Прит. 24: 21), А.П. Лопухин пишет, что здесь «указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей». При толковании слов: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2: 17), А.П. Лопухин полагает, что «Предостерегая христиан от разнузданности под прикрытием христианской свободы (ст. 16), Апостол нравственные обязанности христиан в гражданской и общественной жизни выражает в четырех кратких правилах поведения: “ВСЕХ ПОЧИТАЙТЕ, БРАТСТВО ВОЗЛЮБИТЕ, БОГА БОЙТЕСЬ, ЦАРЯ ЧТИТЕ” (ст. 17). “Смотри, какая точность: Богу, говорит, воздавайте страх, а царю честь. Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить и душу и тело (Мф 10: 28), то мы не должны повиноваться царям, когда они приказывают нам что-либо безнравственное (блаж. Феофил)”» (1. См. толкование на 2 Петр. 16, 17).

● И.А. ИЛЬИН:
– (из толкования на Рим. 1-10): «Посмотрите, как здесь всё ясно и определённо, как глубоки эти вдохновенные, гранитные формулы. Государственное дело есть СЛУЖЕНИЕ БОГУ, государственные правители суть БОЖИИ СЛУГИ, по-гречески (цитирую текст синайского списка) — “диаконос” и “литургос”. Этим служением Богу они заняты постоянно; и именно в качестве Божиих слуг они носят меч, карая этим мечом того, кто делает злое; и в качестве Божиих слуг собирают подати. И именно потому, что они Божии слуги, христианин, оставаясь христианином, может и должен повиноваться им не из страха только перед мечом, но и по своей ХРИСТИАНСКОЙ СОВЕСТИ. Государство есть УСТАНОВЛЕНИЕ БОЖИЕ; призвание его в том, чтобы удерживать людей от злых дел угрозой меча, и чтобы одобрять и поддерживать делающих доброе…» (5: 447, 448);
– (из толкования на 1 Петр. 2: 13-17): «Посмотрите, та же самая идея, но иная, новая глубина. Государственные правители, заграждая уста невежеству безумцев, наказывая преступников и поощряя добродетельных, исполняют волю Божию; они — его рабы (по-гречески “дулос”), но в служении их им дано свободное разумение, однако не для злоупотребления этим разумением. Вот почему повиноваться им надо для Господа, по-гречески — “диатон Кюрион”; по-латыни (Амиатинский Кодекс) — “propter Deum”. Не ясно ли, что государственные правители мыслятся апостолом Петром как исполнители воли Сына Божия Иисуса Христа? И не то же ли самое мы находим в Послании апостола Павла к Титу (гл. 3, стих 1 и сл.)?
Теперь спросим себя, могли ли апостолы любви благословить государственное дело как служение Христу, и государственных правителей как слуг Христа, и подданных на совестное повиновение этим слугам Сына Божия, если они, апостолы, не мыслили себе все это как дело любви? Что же, они благословляли правителей на ненависть и злобу? Не выговорил ли апостол Петр прямо, что Христос хочет, чтобы мы не только делали добро, но и заграждали уста невежеству безумцев и наказывали преступников? Не выговорил ли апостол Павел прямо, что вся деятельность правителей, включая карающий меч, должна быть осмыслена как верное служение Христу Спасителю?» (5: 449, 450).

● ПРОФ. Н.Н. ФИОЛЕТОВ считает, что «вывод о религиозном освящении всякого веления и всякого носителя фактической власти» сделан на основании вырванных из контекста стихов Рим. 13:1—2 и не учитывает смысла этих стихов. Этот вывод «решительно противоречит основному положению, проходящему через все учение евангельское и апостольское, что нет на земле такой силы и власти, которые могли бы противостоять совести и религиозному сознанию христианина. Ничто не может заставить христианина признать то, что противоречило бы его вере … Власть, по апостолу, существует для определенного назначения, определенного морального призвания, а не сама для себя, как самодостаточное начало. И только в силу этого назначения, этого призвания она имеет значение … Государственная власть имеет нравственное значение и действительную силу постольку, поскольку она связана с началами права и справедливости, поскольку “начальник не напрасно носит меч”, поскольку он действует на “пользу” народов, а не на вред, поскольку он “добрый слуга на добро” …
Есть существенное различие между властью, основанной на праве и нравственности, и тиранией, действующей исключительно в своих интересах, господствующей ради господства. И это различие проводится в святоотеческой литературе. Государство в подлинном смысле не мыслится вне связи с правовыми началами, без которых оно превращается в голую силу и по существу ничем не отличается от “шайки разбойников”. Данное положение с особенной ясностью раскрывает блж. Августин. “При отсутствии справедливости, — пишет он, — что такое государство, как не простая разбойничья шайка, так же, как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства” (“О граде Божием”, IV). И, конечно, не такому государству предлагает заповедь повиновения “не за страх, а за совесть” Апостол Павел» (6: 253, 255, 256).

ЗАМЕТИМ, ЧТО ЗДЕСЬ ЯРКО И ЯСНО ПОКАЗАН ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО. ИБО, СВОЯ МАФИЯ, ИЛИ ЕЁ АНАЛОГИ, ЕСТЬ ПРАКТИЧЕСКИ (В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ) ВО МНОГИХ СТРАНАХ. НО КОГДА В КАКОЙ-ЛИБО СТРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАФИЯ, БЕЗНАКАЗАНО ЗАБИРАЮЩАЯ СЕБЕ В ОГРОМНЫХ КОЛИЧЕСКТВАХ НАЦИОНАЬНЫЕ БОГАТСТВА, ТО У ТАКОЙ МАФИИ — ПОЯВЛЯЕТСЯ СВОЁ ГОСУДАРСТВО!

И ведь действительно, может случиться так, что властолюбивый, сластолюбивый и жадный тиран захватит власть и будет использовать её для личного благополучия и в ущерб простого народа. При этом власть может прикрываться тем, что на всё воля Божья, лукаво забывая, что воля Божья может проявляться, в том числе, и в виде попущения НЕПРАВЕДНОЙ власти для наказания или вразумления народа (паствы). Такая власть обычно призывает и к СМИРЕНИЮ — ОДНОЙ ИЗ ВЫСШИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, лукаво забывая, что смиряться нужно перед Богом, а не перед властью, не соблюдающей Божьи заповеди и повеления.

СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

властьхристианствообратная-связь
5
0 GOLOS
0
В избранное
dpetr
На Golos с 2018 M02
5
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые