Братья Стругацкие и Николай Константинович Рерих: «Град обреченный»

Все, кто знаком с творчеством легендарных Братьев Стругацких или вовсе является их фанатом, как, например, я, должны знать о таком их романе как «Град обреченный». Для меня это однозначно один из самых сложных, неоднозначных и философских романов всего их творчества. Вы только представьте себя Город, в котором проживают люди из разных стран и разных национальностей, попавшие сюда из разных времён, но из одной эпохи. В нём включают и выключают Солнце. Город пространственно зажат с одного бока стеной, ведущей в небеса, а с другого - огромной, бесконечной пропастью. На севере - развалины, которые люди массово покидают по причине нехватки воды. На юге - непроходимые болота. Город является ареной для некого проводимого Эксперимента. У каждого есть свой Наставник, за Экспериментом следят Наблюдатели. Здесь все продолжают жить своей размеренной жизнью: той, что жили и раньше. Периодически люди вынуждены менять работу, которую им подбирает машина. И очень часто эта работа совершенно не подходит под характер, способности или желания конкретно взятого человека. Вот, главный герой Андрей Воронин. Сначала он работает мусорщиком, потом становится следователем, затем - редактором. Рядом с Ворониным неопрятный, отталкивающий, но в тоже время умный и такой неоднозначный Изя Кацман. Ощущение внутренней пустоты, всегда так больно возникающей, когда разрушаются идеалы и не оправдываются надежды, заставляют задуматься главного героя: пустить себе пулю в лоб, стать подлецом и мразью, вечно мстить миру за его несправедливость...а может быть есть ещё какой-нибудь выход и выбор?

Как писал сам Борис Стругацкий, главной задачей, которая стояла перед ними, было показать, как те или иные обстоятельства кардинально меняют мировоззрение человека; как он из состояния бездумного фанатика переходит в состояние зависшего в воздухе и пространстве человека, потерявшего всякую почву под ногами, незнающего куда и в каком направлении ему двигаться дальше. В этом романе как нельзя лучше можно увидеть себя, потерявшегося и потерянного, разочаровавшегося и заблудившегося в попытках найти какой-либо смысл и суть. И что самое главное, Стругацкие никогда не введут вас в состояние депрессии: они являются главным источником неиссякаемого оптимизма и жизнелюбия, даже для таких депрессивных натур, как автор этого поста)


Источник (1) картины Николая Рериха «Град обреченный», 1914 год

Название своего романа Братья Стругацкие позаимствовали у названия картины Николая Константиновича Рериха, которая поразила их одновременно и красотой, и той безнадёжностью, которая от неё исходила. Сразу же стоит отметить правильность произношения названия как картины, так, естественно, и романа. Изначально я это делала неправильно, но закончив читать книгу и сразу же метнув на форумы таких же несчастных и одновременно счастливых, не до конца понимающих, что же за «космос» со всеми ними случился, в одном из комментариев увидела примечание, что слово «обреченный» произносится через букву «е». Т.к. иногда я бываю слегка недоверчивой, то продолжила свои поиски, тем самым набрела на совместное интервью Бориса Стругацкого и Александра Житинского, где первый как раз и говорил о «Граде обреченном». Мой слух просто не мог не уловить такую необходимую для меня на тот момент букву «е». Но «язык мой - враг мой», поэтому мне понадобилось довольно много времени, чтобы довести сначала сознание, а потом и речевой аппарат до автоматического произношения слова «обреченный» без буквы «ё». Скорее всего, это старославянское произношение: вместо «обречённый» - «обреченный», вместо «город» - «град».

Идея написания «Града обреченного» возникла у Братьев Стругацких в 1967 году, однако каков же был его первоочередной замысел уже установить невозможно. Можно только смело предположить, что он в корень отличался от того, что мы можем прочитать в самом романе. Его рабочими названиями были «Новый Апокалипсис» и «Мой брат и я». Это даёт право судить о том, что изначально роман планировался как автобиографический. «Град» был написан в шесть заходов на протяжении двух с четвертью лет. Официальной датой его завершения принято считать 27 мая 1972 года, однако опубликован роман был значительно позже, по политическим причинам. С января по апрель 1987 года журнал «Радуга» впервые начал публиковать главы романа. В сентябре-октябре 1988 года и феврале-марте 1989 года аналогично поступил и журнал «Нева». В 1989 году «Град обреченный» наконец-то вышел отдельным изданием.


Источник (2) картины Николая Рериха «Град умерший»,1918 год

Касательно картины «Град обреченный» . В интернете меня ждала целая неразбериха, к которой я совершенно была не готова. В буквальном смысле слова пришлось проводить целое расследование-исследование.Учитывая тот факт, что перед глазами, ещё до написания этой статьи, стояла картина «Град обреченный» с первого источника изображения (смотрим выше), практически каждый второй источник интернета показывал мне картину со второго источника «Град умерший» только с названием «Град обреченный». Более того, под «Градом обреченным» размещён «Град умерший» даже в википедии. Поэтому мне пришлось «перелопатить» в прямом смысле слова все источники, которые только мне попадались, чтобы в конечном счёте утвердиться во мнении: это разные картины с разными названиями и разными датами их создания. «Град обреченный» - первая картина, датируемая 1914 годом; «Град умерший» - вторая картина, датируемая 1918 годом (смотреть на указанные мной источники изображения). В очень многих источниках есть ещё один вариант подачи информации, когда обе картины имеют одинаковое название - «Град обреченный». И для полного умопомешательства, кроме того, что картины имели противоположные названия, у них были ещё противоположны и даты написания, т.е. «Град обреченный» датировался 1918 годом, а «Град умерший» - 1914 годом. Я так и не поняла почему произошла такая путаница в названиях и датах, но больше всего меня озадачил сам факт разной трактовки и подачи информации. Где-то что-то, видимо, пошло не так. С подобным явлением я ещё ни разу так категорично не сталкивалась, но всё-таки предлагаю остановиться на той вариации названия картин, о которой написала чуть выше.


Источник очень личного архива: там «Град обреченный»

Картина Николая Рериха «Град обреченный» принято считать пророческой: гигантский Змий обвивает город кольцом, закрывая все его входы и выходы, тем самым символизируя созданный круг зла. Но здесь не стоит видеть древнего дракона - это нависшая катастрофа в виде Первой мировой войны. Весь суд, который люди сами же творили над культурой и человеческой цивилизацией, весь тот хаос, который они породили и который грозился уничтожить до этого существующий мировой порядок - всё это символизирует свирепый, грозный, страшный, всеуничтожающий красный Змей Мирового Зла.

Картину Николая Рериха очень высоко оценил Максим Горький. В 1915 году в Петрограде проходила выставка «Мир искусства», где и была показана данная картина. Горького она настолько поразила, что он захотел её приобрести. В результате он получил её в подарок от самого художника. Размер картины - 51 x 75.5. «Град обреченный» написан на картоне, темперой.

Не менее впечатляющей, лично для меня, является и картина «Град умерший». Всё мрачно и безжизненно, холодно и тоскливо. Огромный замок стоит среди одиноких, грозных и острых скал под чёрным небом. Шансов у жителей выбраться из города не осталось: огненный Змей перекрыл все выходы, готовый прогладить любого и каждого, кто решится выйти за его пределы. Если в «Граде обреченном» можно почувствовать и слабо уловить хотя бы небольшой намёк надежды, то эта картина говорит о полной обреченности и безысходности. Впереди - только смерть.

Путаница между двумя этими картинами заключается не только в их названиях и датах, но ещё и в цветовой гамме. Вот, к примеру, можно встретить и такие «расцветки» картин. «Град умерший» так и вовсе имеет совершенно иной вид: голова Змея справа, замок - слева. «Всё смешалось в доме Облонских»...

Источник другой версии «Град обреченный»,1914 год

Подобные недоумения возникли не только у меня. Аналогичными вопросами задавались и на форумах сами поклонники творчества Рериха, указывая на возникшую путаницу с картинами.

Источник другой версии «Град умерший»,1918 год

И напоследок, а также в доказательство того, что «не всё так однозначно», приведу небольшую цитату из письма Елены Ивановны Рерих руководителям Музея Николая Рериха в Нью-Йорке - Зинаиде Григорьевне и Дедлею Фосдикам (25 июля 1948 год):

Картина Н.К. "Град обреченный" была написана до революции 17-го года, и с тех пор она находилась в коллекции Горького. Меня смущает год 1920-й и обозначение Финляндии, ибо уже в 1919 году мы были в Лондоне. Кроме того, значительный период до первой войны и во время ее Н.К. не писал масляными красками, а только темперой фирмы Вурм. Может быть, это копия с картины Н.К.? Много копий делалось с его картин, и сейчас приходится слышать о таких попытках даже в Индии.

образованиекнигиискусствожизньpsk
105
336.418 GOLOS
0
В избранное
Диана К.
На Golos с 2017 M03
105
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (13)
Сортировать по:
Сначала старые