Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
dinadiana
6 лет назад

Миграция афроамериканцев, сегрегация в США и Гарлемский ренессанс

Всем привет. Немного затянула я с написанием поста, хотя первые наброски были сделаны больше недели назад. Сегодня пойдёт речь о культурном движении, которое зародилось в США в 1920-1930 годах и получило название Гарлемского ренессанса. Такое название было получено по двум причинам. Первая причина - это то, что центром культурного движения стал один из районов Нью-Йорка, Гарлем, в котором проживали афроамериканцы. Вторая причина заключалась в том, что в этот период афроамериканская культура достигла своего максимального расцвета и подарила миру очень много талантливых писателей, артистов, музыкантов и художников, которые это движение и возглавили. Период Гарлемского ренессанса ознаменовался новым образом афроамериканца. Теперь это был человек образованный, одарённый и талантливый.

Стоит отметить, что название «Гарлемский ренессанс» вошло в обиход только лишь с 1970-х годов. В 1920-1930 гг. оно носило название «Новое негритянское движение» («The New Negro Movement»). Однако очень многим не нравилось слово «negro», вызывающее ассоциацию с рабством. Поэтому его старались не использовать, вытесняя всё чаще такими словами как «black» или «African American». В 1971 году после выхода в свет труда Натана Хаггинса «Harlem Renaissance» название «Гарлемский ренессанс» уверенно закрепилось в литературе.

К началу ХХ века было сформировано новое поколение афроамериканцев, которые родились уже свободными и не знали, что такое рабство. Именно они стали движущей силой новой негритянской общественно-политической жизни, которая зарождалась в Америке. В чём же заключалась основная задача Гарлемского ренессанса? Всё очень просто: посредством искусства афроамериканское население хотело добиться равенства, т.е. его главной целью было избавление от расовых предрассудков.


*******

История Гарлема берёт своё начало с 1637 года. Город был основан эмигрантами из Нидерландов и получил название Новый Гарлем в честь голландского города Харлем (нидерл. Haarlem). Когда-то город был заселён голландскими фермерами. Когда земля была полностью истощена, фермеры покинули её, а на месте пастбищ были построены многоквартирные дома, которые некоторое время пустовали, поскольку район находился на самом отшибе. Как же так получилось, что Гарлем превратился в город афроамериканцев и культурный центр Гарлемского ренессанса? Для того, чтобы в этом разобраться, нам необходимо обратиться к некоторым важным историческим событиям, которые происходили в Америке.

Основным результатом Гражданской войны между Севером и Югом (1861-1865 гг.) было принятие 31 января 1865 года Конгрессом США XIII поправки к Конституции, которая гласила о полной отмене рабства и принудительного труда. Исключение составляли только те случаи, когда принудительный труд был мерой наказания за совершённое преступление. Именно с момента принятия XIII поправки американскими властями была начата расовая сегрегация, которая представляла собой политику принудительного отделения белого населения от других этнических групп. Законы, касающиеся сегрегации в США, получили название «Законы Джима Кроу». Так названы они были в честь комического персонажа. В начале XX века принимались законы о сегрегации этнических японцев. 1924-ый год ознаменовался принятием закона «Об исключении азиатов», который в значительной мере усложнял процесс получения американского гражданства, если не сказать больше : благодаря принятому закону получить его стало практически невозможно.


Расовая сегрегация в общественных туалетах

Знаменитая XIII поправка к Конституции легализировала создание негритянских школ. Отдельные школы для белых и школы для чернокожих просуществовали в США больше сотни лет. Только в 1954 году в некоторых штатах будет принят закон, запрещающий школьную сегрегацию.

В период расовой сегрегации в США распределялись посадочные места в общественном транспорте: белые люди всегда сидели впереди. Чернокожие не должны были занимать первые четыре ряда автобуса: эти места предназначались исключительно для «белых людей». Об этом напоминала надпись при входе в автобус. В том случае, если все места были заняты и белому человеку негде было сесть, чернокожий обязан был ему уступить своё место.

Разделение «это для белых, а это для чёрных» было в общественных туалетах, отелях, магазинах, ресторанах, больницах, столовых, парикмахерских, театрах, библиотеках. Под строгим запретом находились браки между белыми и чёрными. Часто детей, рождённых в таких браках, не принимали ни в негритянскую школу, ни в школу для белых. Любая попытка белого жить под одной крышей с представителем другой расы сразу же пресекалась полицией. Это расценивалось как «нарушение общественного порядка». В судах всегда имелись в наличии две Библии: одна для принесения присяги чёрным человеком, другая - белым. В Алабаме было запрещено играть чёрному человеку с белым в домино и шахматы. Для того, чтобы прийти на выборы, чернокожему необходимо было заплатить специальный налог и пройти тест на грамотность.


Расовая сегрегация в общественном транспорте

Стоит упомянуть и о таком важном событии в американской истории как великая миграция афроамериканцев. Речь идёт о миграции, когда чёрные жители Юга покидали свои сельскохозяйственные штаты и переселялись в промышленные города Севера, Севера-Востока и Запада страны. Это длилось с 1910 года по 1970 год. За этот период около 6 миллионов афроамериканцев переехало на Север. Каковы же были причины их миграции? В первую очередь, это тяжёлые условия для жизни: после гражданской войны чернокожее население получило свободу от рабства, но не получило землю, превратившись в арендаторов-издольщиков. После окончания Первой мировой войны афроамериканские солдаты, возвратившиеся домой из Европы, столкнулись с проблемой жилья и работы. Промышленный Север остро нуждался в рабочей силе, поэтому владельцы заводов Севера вынуждены были вербовать рабочую силу Юга. Всё это привело к великой миграции. Чернокожие занимали рабочие места белых и готовы были работать за копейки, тем самым вызывая недовольство белого населения. В дальнейшем всё это выльется в расовые беспорядки, ознаменовавшиеся красным летом 1919 года.


Расовая сегрегация

Это те события, после которых и в атмосфере которых зарождался и развивался Гарлемский ренессанс. В 1915 году произошло очень важное для чернокожего населения событие: Картер Вудсон вместе со своими единомышленниками основал Ассоциацию по изучению негритянской истории. Уже через год появился один из первых журналов - «Journal of Negro History».

В 1917 году Х. Харрисон организовал газету «Голос». Издание стало одним из идейных центров Гарлемского ренессанса, который поддерживали как влиятельные лица чернокожего населения, так и некоторые белые американцы. Например, Карл Ван Вехтен, Шарлотта Осгуд Мэйсон. Афроамериканская проза и поэзия публиковалась в журналах «Кризис» и «Возможность», владельцами которых были чернокожие издатели, но публикации поэтов и прозаиков можно было встретить и в издательских домах белых американцев. Если до этого времени работы афроамериканских художников, писателей, музыкантов совершенно нигде не принимались, то в период культурного движения их труды и работы массово распространялись. Многие писатели стали известными. Например, Джин Тумер, Ален Локк, Лэнгстон Хьюз, Клод Маккей. Афроамериканская музыка, которая и легла в основу протестной идеологии негритянского народа, всегда была в центре культурного движения.


*******

Знаменитый клуб «Коттон клаб» («CottonClub») был самым популярным на то время местом. Здание клуба было построено в 1918 году для «Дуглас-казино», но казино очень быстро разорилось, и в 1920-ом году здание было арендовано Джеком Джонсоном, который открыл здесь «Клаб де Люкс». Однако и этот проект долго не просуществовал. В 1923 году здание перешло в руки гангстера Оуни Мэддена, где он и открыл «CottonClub», в котором оркестр, под управлением Дюка Эллингтона, играл волшебный джаз. В клуб приходили послушать великого Луи Армстронга, Фэтса Уоллера, Лину Хорн, Этель Уотерс, Билли Холидей и Каунта Бейси. Клуб стал местом, куда съезжались ценители и поклонники джаза со всего мира. Дом, в котором находился «CottonClub», имел интересный номер - 666. Кстати, про знаменитый клуб в 1984 году Фрэнсис Форд Коппола снял фильм с одноименным названием «Коттон-клуб» с Ричардом Гиром в главной роли и Николасом Кейджем во второстепенной. События фильма разворачиваются в Гарлеме в период Великой американской депрессии.


«CottonClub»

Ещё одной из самых значимых достопримечательностей Гарлема был театр «Аполлон» (Apollo Theater). В начале XX века он представлял собой варьете, где открывали новые таланты среди населения Гарлема. «Любительские ночи», как их называли, представляли собой некий конкурс: раз в неделю неизвестные молодые исполнители выходили на сцену, и после первого выступления по реакции зала определяли - будут ли они дальше выступать или нет. Главной особенностью театра было наличие в штате персонала «палача». Его главная задача заключалась в том, чтобы выгонять со сцены тех артистов и исполнителей, которые, судя по реакции зала, не понравились публике.


Театр «Аполло»

21 ноября 1934 года, в одну из таких «любительских ночей», пришла начинающая семнадцатилетняя танцовщица Элла Фицджеральд. На конкурс она была заявлена именно как танцовщица, но в последнюю минуту передумала, узнав, какие сильные соперники будут выступать. Танцевальный номер Элла заменила вокальным. Это было её первым выступлением, которое оказалось провальным: из-за сильного волнения Фицджеральд чуть не потеряла голос во время исполнения песни Конни Босвелл. Ведущий - Ральф Купер - шуткой прервал номер, поскольку в зале уже слышался смех зрителей, и, пожалев девушку, дал ей ещё один шанс. Вторая попытка увенчалась успехом: композицию «Judy» Фицджеральд исполнила чётко и без запинки. Её ждали бурные аплодисменты зала. Элла Фицджеральд была объявлена победительницей конкурса, получив приз 25 долларов и приглашение выступать в театре целую неделю. Этот вечер стал началом будущей музыкальной карьеры великой Фицджеральд. Правда, есть и другая версия, согласно которой она одержала победу в конкурсе через два месяца на очередном своём выступлении в Гарлеме. Но лично мне намного больше нравится версия первая)

Музыкальная жизнь Гарлема была ещё известна своими так называемыми «рент-парти». Это были вечеринки, которые устраивались для того, чтобы собрать деньги для выплаты ежемесячной арендной платы. На такую вечеринку приглашали пианиста, который развлекал публику. На собранные с «музыкального вечера» деньги музыкант погашал свою задолженность по аренде жилья. Информация о проведении очередной «рент-парти» оглашалась заранее, чтобы друзья и знакомые имели возможность прийти и поддержать своего друга, оказавшегося в стеснённых финансовых обстоятельствах. С течением времени на этих вечерах стали собираться мастера музыки и их ученики, тем самым превратив «музыкальное шоу» в «школу, где можно было получить хороший опыт». «Арендные вечеринки» обычно проводились в субботнюю ночь, и длились до воскресного утра. Гарлем был также центром популяризации танца в клубах. «CottonClub» был основным заведением, где афроамериканцы экспериментировали с танцевальными стилями, такими как чарльстон, свинг, линди хоп.


Элла Джейн Фицджеральд

Ну и напоследок немного поговорим о моде. В 1930-е годы в джазовых клубах Гарлема начала зарождаться мода на мужские костюмы с длинным пиджаком и мешковатыми брюками, зауженными к низу. Костюм «зут» (zoot suit) был очень популярен среди негритянской и латиноамериканской молодёжи США. Обычно для полноты образа приобреталась ещё широкополая шляпа, ботинки на толстой подошве и карманные часы на очень длинной цепочке. Костюмы «зут» стоили очень дорого и шили их только под заказ. Выйти нём на улицу среди бела дня считалось шиком: подобная выходка могла поднять владельца костюма в глазах всех его друзей на огромную высоту. Чернокожая молодёжь считала обладание таким костюмом огромным вызовом всему белому населению.


Zoot suit

В 1941 году в журнале «New Yorker» было отмечено, что одежда «зут» стала самой популярной среди белой молодёжи. Это была хоть незначительная, но всё же победа: Гарлем признали законодателем уличной моды. Вот так любители и ценители джаза создали свою собственную субкультуру, получившую название «zooties». Правда, в 1942 году примут закон, сокращающий расход шерсти в мастерских до 26%. После этого ношение костюма «зут» будут считать незаконным. Однако на запрет мало кто обращал внимание и костюмы, как это часто бывает, продолжали шить. В конце 1943 года был снят фильм «Stormy Weather» («Дождливая погода») для поддержки чернокожих солдат, воевавшего в рядах американской армии против гитлеровской Германии. В съёмках фильма принимали участие лучшие звёзды чёрной эстрады тех времён: Кэб Кэллоуэй, Лина Хорн, Фэтс Уоллер и многие другие. Кэб Кэллоуэй в своём броском костюме «зут» придал ещё большей популярности данной одежде. Некоторые именно его считают законодателем данной моды. Есть ещё один фильм, на который я совершенно случайно набрела при написании статьи, - «Костюм фасона «Зут» 1981 года режиссёра Луиса Валдеса. Фильм рассказывает про горячие бунты «зутеров», прокатившиеся по Лос-Анджелесу в 1940-е годы.

Причиной же спада Гарлемского ренессанса стала Великая американская депрессия и то сложное экономическое положение в стране, к которому она привела. История Гарлемского ренессанса - это отличный повод для того, чтобы снова окунуться в любимую музыку джаза...и наконец-таки избавиться от такой бессмысленной ерунды, как расовые предрассудки.


Кэб Кэллоуэй

19
85.932 GOLOS
На Golos с March 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые