От антиутопии к утопии и наоборот

Если вы убеждены, что за вами следит «Большой (Старший) брат» или хотя бы просто теоретически можете предположить подобный вариант развития событий и понимаете о чём я говорю, значит, вы однозначно поклонник такого жанра литературы как антиутопия. Моё знакомство с этим направлением началось в начале июня 2016 года с романа Джорджа Оруэлла «1984». На кухне, в диких попытках тщетного уединения, устремлённым взглядом в так быстро бегущие, как будто съедаемые в порыве дикого голода, буквы и строки, сидел Уинстон Смит, т.е. я, пытавшийся доказать всему миру, что дважды два будет четыре. Я, как полноценное «дитя Контакта» в прошлом, неожиданным для себя образом «купилась»на кровавые демотиваторы с надписями «Большой брат» и цифрами «1984», которые можно было встретить в большинстве групп среди моих подписок. Т. е., немного попала в тренд, потому что антиутопии сегодня, что не говори, не только очень актуальны, но модны и востребованы. И Оруэлл особенно. Его существование в моей домашней библиотеке меня крайне удивило, потому что я до всего этого «антиутопического кипиша» не предполагала, что он украшает одну из её полок. Тоненькая книжечка, которая с первого взгляда совершенно не обещала ничего сверхъестественного, умудрилась стать одной из моих самых любимых книг. После Оруэлла мой внутренний Уинстон Смит требовал продолжения банкета, т.е. борьбы и сопротивления, поэтому через интернет было заказано ещё две антиутопии: Олдос Хаксли «О дивный новый мир» и Евгений Замятин «Мы».

Несмотря на то, что Оруэлла и его «1984» изрядно разрекламировали, по моим наблюдениям и по статистике опросов, которые мне приходилось читать, он находился далеко не на самых лидирующих позициях. Наибольшие симпатии и овации были сорваны Олдосом Хаксли («О дивный новый мир») и Рэям Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Но всё это типичные, оформленные в своём конечном виде антиутопии, которые шли к этой форме не один десяток лет. Вот сегодня я и предлагаю совершить небольшой экскурс в историю зарождения, формирования и становления такого жанра как антиутопия.


Источник разбитых иллюзий

Антиутопию можно смело считать довольно уникальным явлением в художественной литературе, что можно объяснить самой спецификой данного жанра, находящегося на стыке литературы, философии и социологии. Касательно возникновения и становления антиутопии непосредственно как жанра существует уже устоявшееся мнение, что она возникла в виде «сатирического корректива» утопии и своё законченное оформление приобрела в очень известных романах, некоторые из которых были упомянуты мною выше:

  • Евгений Замятин «Мы» (1920 год);
  • Андрей Платонов «Котлован» (1930год);
  • Олдос Хаксли «О дивный новый мир» (1932 год);
  • Джордж Оруэлл «Скотный двор» (1945 год) и «1984» (1949 год);
  • Владимир Набоков «Под знаком незаконнорожденных» (1947 год);
  • Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (1953 год);
  • Уильям Голдинг «Повелитель мух» (1954 год);
  • Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин» (1962 год).

Это основной, но далеко не весь список романов-антиутопий, который можно встретить в большинстве подборок по данному жанру. Очень часто упоминается и роман Братьев Стругацких «Улитка на склоне». По моему субъективному мнению читателя я не смогла отнести этот роман категорично к данному жанру, но вот другое их произведение, которое практически никогда и нигде не упоминается - «Хищные вещи века» - очень даже натуральная антиутопия (опять же делаю акцент на личном мнении): довольно лёгкая по восприятию и чтению, но при этом довольно глубокая по своему содержанию. Среди всего этого книжного и писательского очень вкусного изобилия, родоначальником жанра антиутопия в русской литературе XX века принято считать Евгения Замятина. Он стал не только тем, кто сделал первые пробы в этом жанре, но и главным вдохновителем для многих других последующих писателей-антиутопистов.


Источник антиутопии

Жанр антиутопия в литературе стал особо востребован, начиная со второй половины XX века. Главными причинами такой востребованности была волна революций, мировых войн и прочих исторических переломных моментов. XX век, пожалуй, стал для антиутопии судьбоносным, закрепив за ней место главенствующего и преобладающего жанра эпохи. Считаю, что стоит отметить и подчеркнуть такой немаловажный факт, что под «антиутопией» необязательно стоит понимать какое-либо тоталитарное государство и общество: антиутопия намного шире и глубже, а главное - разностороннее.

Истоки жанра антиутопия лежат в давних по времени своего написания сатирических произведениях Свифта, Батлера, Салтыкова-Щедрина, Честертона; во многих работах Аристотеля, Вольтера, Марка Аврелия. Задолго до первого появления термина «антиутопия» в идентичном значении использовалось слово «какотопия», что в переводе с древнегреческого языка означает «плохой, злой». Впервые оно было употреблено английским философом Иеремией Бентамом в 1818 году. В дальнейшем этот термин был вытеснен словом антиутопия. Слово «антиутопист» впервые употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году в своей речи в Британской Палате общин. Термин «антиутопия» как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии». Антиутопии называют еще «дистопией» ( на анг.dystopia). Слово образовалось путем слияния двух слов: «dysfunction» - дисфункция и «utopia» - утопия.

Говоря об антиутопиях просто невозможно не затронуть и утопии, поскольку два этих понятия и оба этих жанра литературы идут бок о бок друг с другом. Утопия в переводе с греческого языка означает «место, которого нет». Слово было введено Томасом Мором благодаря его роману с одноимённым названием «Утопия» 1516 года. Мор создал вымышленное государство с идеальным общественным строем, где нет обиженных и угнетённых, нет частной собственностям, а распределение благ происходит согласно потребностей каждого человека. После этого романа утопия приобрела большую популярность и ею стали называть практически все сочинения, которые несли в себе нереальные планы будущего переустройства общественных отношений. В XIX веке жанр утопия практически полностью себя исчерпал: закрепилось утверждение, что любая попытка построения утопического общества приведёт к очень страшным результатам, с чем, в принципе, я согласна. Это было связано с развитием новых знаний об обществе, которые несколько дискредитировали познавательную роль утопии. Своим же возрождением в XX веке она обязана Герберту Уэллсу, создавшим большое количество утопических произведений. Утопия, как правило, выражает интересы тех классов и социальных слоёв, которые не находятся у власти.


Источник утопии и антиутопии

Два жанра - и утопия, и антиутопия - неразрывно связаны между собой. Антиутопию можно смело считать продолжением, а ещё лучше - последствием утопии. Если утопические романы сконцентрированы на позитивных и радужных сторонах развития общества, то антиутопические, наоборот, описывают негативные социальные явления; миры, в которых вряд ли кому-нибудь захотелось бы жить. Антиутопия отметает любую возможность достижения социальных идеалов и установление справедливого общественного строя, которые лежат в основе утопии. По мнению антиутопистов любая попытка реализации запланированного общественного порядка превратится в насилие над социальной действительностью, а главное - над личностью, что приведёт к ещё более плохому состоянию социума. Антиутопия - это своего рода сатира над идеалами демократии и гуманизма, которые ставит как основные цели перед собой утопия.

Главным и обязательным условием возникновения как утопии, так и антиутопии является острое недовольство существующей реальностью. Для антиутопии является характерным конфликт, возникающий между человеком и государством: герой не соглашается с отведённой для него ролью и выбирает свой собственный путь. Утопия содержит в себе идеи социального равенства, материального, сытого благополучия, умного, справедливого государственного устройства. Пессимистическим же пересмотром идей утопии занимается антиутопия.

Утописты, которых занимают в основном только проблемы государства и мироустройства общества, не берут в расчёт конкретного индивидуума. Авторы же антиутопий, наоборот, берут простого человека из утопического общества и предлагают каждому убедиться: как и чем расплачиваются за всеобщее счастье отдельные «маленькие» люди. Они изображают общество, зашедшее в морально-нравственный, социально-экономический, технологический или политический тупик. Антиутопия - это жанр, наглядно демонтирующий как больно рушатся идеалы и идеи, разбиваются вдребезги когда-то и кем-то созданные иллюзии, как легко забывается нравственность и как быстро мир становится бездуховным, основываясь лишь на одних инстинктах.


Источник местонахождения утопии

У антиутопии, как и у любого другого литературного жанра, есть свои отличительные черты:

  • в антиутопиях чаще всего преобладают передовые технологии, сильно отличающиеся от тех, что существуют в реальном мире, и находятся под контролем и управлением руководящей власти;
  • плохая экологическая ситуация, которая возникла после катаклизма или по причине промышленного развития;
  • разделение общества на классы или касты;
  • полное отсутствие личной свободы либо её подавление: личная жизнь каждого гражданина находится под наблюдением представителей власти;
  • полный контроль или подавление работников науки и представителей интеллигенции;
  • дегуманизация общества;
  • тоталитарный контроль со стороны власти;
  • культ личности, единая идеология;
  • эффективная и результативная «промывка мозгов» в виде правильно разработанной пропаганды;
  • отсутствие религии либо полный над ней контроль со стороны власти;
  • ограничение доступа к определённым видам товаров или услуг;
  • место, на котором разворачиваются основные действия повествования, замкнуто географическ.;
  • действия происходят в государствах, выстраивающих своё развитие согласно определённой социальной концепции;
  • время повествования неисторично, т.е. не связано с определёнными датами и событиями, но вполне понятно самому читателю;
  • наличие героя, вносящего разногласие в существующей порядок и уклад жизни;
  • повествование оформлено в виде воспоминаний или дневника.

Антиутопия как жанр несёт в себе особую ценность, потому что выносит на свет очень важные и острые общественные проблемы. Она несёт в себе сомнения в возможности идеально построенного мира, но главное - она несёт мысль об опасностях такого мира: идеальный мир - очень опасный мир. Не стоит забывать фразу: «Бойтесь своих желаний - они имеют свойство сбываться». «Новый дивный мир» практически уже за шторами наших с вами окон. Вчерашняя утопия (или антиутопия) стала сегодняшней реальностью, но не станет ли такая сладкая утопическая мечта всеобщего счастья и благополучия самой страшной вековой трагедией? Вот в чём вопрос.


Источник утопического счастья

образованиекнигилитературамыслиpsk
99
237.404 GOLOS
0
В избранное
Диана К.
На Golos с 2017 M03
99
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые