Почему одни картины продают за миллионы долларов, а другие ТАКИЕ ЖЕ за копейки? И как это связано с холокостом

На фото ниже вы видите девушку, смотрящую на серийную работу Дэмьена Херста, популярного современного британского художника. Работа из этой серии (всего их в серии более 1000) может стоит и $2,250,000, и $90,000. Попробуйте угадать, что определяет разницу в цене, если я заранее оговорюсь, что это не экономические показатели?

Ответ: подпись Дэмьена Херста на холсте. Не впечатляет? Тогда я добавлю, что обе работы писал один и тот же человек. И это не Дэмьен Херст.

Теперь пришло время знакомиться с Рейчел Ховард. Она в 2008 году продала свою работу с “кружочками”на Нью-Йоркском аукционе за $90,000. Спустя пару месяцев созданная ею в 1993 году похожая работа с “кружочками” под названием “Amphotericin B” была продана за $2,250,000. На второй была подпись Дэмьена Херста. По словам Херста, Рейчел Ховард была его лучшим техническим ассистентом и писала “идеальные кружочки”. Такие, какие он сам не смог бы нарисовать. В 2007 году она прекратила свою наемную работу и заявила о себе, как о самостоятельном художнике. Несмотря на то, что Рейчел, вместе с более чем сотней технических ассистентов, писала эти кружочки, всемирную славу, общественное признание и миллионы долларов они принесли не исполнителям, а Дэмьену Херсту.

Наличие технических ассистентов - факт, известный как узкому профессиональному сообществу, так и широкому потребительскому (тот момент, что потребительский круг широк, неизменно подчеркивают результаты аукционов современного искусства), и он не отменяет авторства художника. Знаменитый отец поп-арт Энди Уорхол также делал свои работы не самостоятельно. У него была целая фабрика, которая так и называлась: “The Factory”. На ней штамповались его работы и единственное, что оставалось делать несомненно талантливому Уорхолу - ставить свои подписи. Вот фотографии из этой Фабрики:

Такаси Мураками, один из самых знаменитых современных японских художников, также создает свои работы с помощью целой роты ассистентов. Фотография:

Почему же работы Херста, Уорхола, Мураками, на которых они лишь ставят свои подписи, стоят миллионы, тогда как такие же работы их технических ассистентов несоизмеримо меньше?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить Вторую Мировую войну. Конечно, можно было бы уйти дальше - в реннесанс, но я постараюсь быть лаконичной.

История искусств развивалась таким образом, что изначально художник пытался копировать действительность, оттачивая техническую сторону вопроса. В России в имперские годы существовало понимание, что художник - должен. Должен демонстрировать величие страны, должен изображать сильных и могущественных представителей власти и проч.

Однажды в России появился кружок художников - “мирискуссников”, которые решили отбросить “обязанности” художника и стали писать так, как хотели, и то, что хотели. Описывая военные сюжеты, они могли позволить себе не изображать поле боя, сражения, генералов, а изобразить, например, поникшую лошадь или платок, пролетающий где-то над землей.

Далее искусство стало трансформироваться так быстро, как никогда. Я не буду обострять на этом внимание (если хотите - могу написать отдельный пост про это), лишь быстро пройдусь по основным точкам. Есть известная цитата Теодора Адорно о то, что писать стихи после Освенцима — это варварство. Ужасы войны оставили глубокий след на всех, включая художников. Они теперь не понимали, как можно взять кисть в руки и тонкими мазками писать невесомые пейзажи, жизнеутверждающие сюжеты или даже как можно брать в руки тонкую кисть и выводить хоть что-либо? Это было израненное поколение с непроходимой болью внутри. Вот примеры работ того времени:

Далее люди стали бороться через преодоление. Они так же ощущали боль, но теперь старались идти вперед, несмотря на нее. Люди еще не нашли ответ на вопрос о том, как жить, поэтому просто работали. Без улыбок на лице, но работали. Тогда в искусстве появились другие сюжеты: сильный человек с непоколебимым лицом. После этого появился ответ. Он - в науке. Появилось оптическое искусство, визуальные уловки, кинетическое искусство, геометрия.

Словом, искусство трансформировалось так быстро, как никогда раньше. И тогда, пройдя через стадии: художник-передает действительность, художник-передает ощущение, художник-должен, художник - не должен, художник-умирает в войне, художник-борется с войной, художник-находит ответ в науке, появляется понимание того, что художник может быть разным. Главное, что художник - создает. И он создает не холсты, а идеи. Писать технически грамотные работы - не так сложно. Я сотрудничаю с одной художницей, которая делает отличные копии Сезанна. Визуально вы можете их и не отличать. Но разве тот факт, что она, как и четверть студентов факультета живописи, может писать так же, как Сезанн, делает ее Сезанном? Нет, никогда. Потому что художник - это больше, чем техника. Художник - это идея, которая в нем живет. Идея, которую он пытается уловить и представить в физическом образе в жизни так, чтобы зритель также ее почувствовал.

Если бы вы оказались на выставке работ Херста, вы были бы окружены со всех сторон этими холстами с кружочками. Что бы вы ощутили? Если вы не принимаете современное искусство - ничего. Потому что протест блокирует возможность восприятия. Но если бы в вас не было протеста, вы бы ощутили больничную стерильность, параноидальное классифицирование, стремление удерживать реальность под контролем и тд. Словом, работы херста - про медикаметозность современного человека.

И так, ответ на вопрос, почему одни и те же холсты стоят разные деньги очень прост: потому что сегодня ценится не техника, а идея. Идея и мастерство её подачи.

А как вы считаете?


___________________________________

Это мой первый пост и, я надеюсь, он вам понравился! Оставляйте, пожалуйста, любые комментарии. Я постараюсь все учитывать и делать лучше

PS: Если хотите след статью про ценообразование на рынке современного искусства - пишите. И вообще пишите, про что/про кого вы хотели бы узнать подробнее.

PPS: К слову, в работах классиков Реннесанса и проч. так же куда больше смысла, чем видит человек, не знакомый с историей искусств. Искусство никогда не ограничивалось исключительно видимым, даже фотореализм. Однако это также другая тема для разговора

образованиекультураартискусствотворчество
25%
12
156
177.397 GOLOS
0
В избранное
lanakad
про современное искусство
156
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (34)
Сортировать по:
Сначала старые