Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
learningninja
6 лет назад

Полиполиглотность - знакомимся: Richards Olly. Часть 6

 Продолжение, предыдущие серии:  

В рассылке от Olly Richards прилетело письмо, в котором он поделился любопытным кейсом: как только он в разговоре упоминает, что он профессиональный музыкант, ему сразу же говорят: “понятно, почему тебе так легко языки даются”. Вот по поводу влияния музыки на изучение языков он и написал статью (оригинал, англ.: https://www.iwillteachyoualanguage.com/music-and-language-learning/), которую мы сегодня обсудим. Итак:

Olly был музыкантом всю свою жизнь (по его собственному признанию), учился в лучших консерваториях мира 4 года, у него степень по джазовому фортепиано. Соответственно, ему тяжело оценить, как музыкальный опыт/подготовка влияют на изучение языков (он ведь никогда НЕ был не-музыкантом, когда учил языки).

Его гипотеза, что люди заявляют “музыкальная подготовка помогает изучению языков”, чтобы найти для себя еще одну отмазку (”у меня нет [музыкального] таланта…”) и не учить языки.

После некоторых размышлений Olly выделил три аспекта, в которых музыкальная подготовка помогает в изучении языков:

  • натренировывание слуха;
  • понимание, как тренироваться;
  • выступления (performance).

Подробнее по каждому пункту:

1. Cлух

Собеседники Olly часто замечают, что у него хорошее произношение.

Правило освоения произношения на целевом языке: чтобы точно произнести звук на целевом языке, вы должны быть способны сначала его точно услышать (другими словами, вы не сможете добиться хорошего акцента на изучаемом языке, если на слух не различаете нюансов произношения в этом языке).

А в музыке натренировывание слуха - это краеугольный камень тренировок с самого раннего детства.

(дальше Olly приводит примеры, как его тренировали в музыке)

2. Как тренироваться

Чтобы разучить новое музыкальное произведение, требуется много времени и усилий (естественно, зрители этого не видят, и думают, что человек просто талантлив).

В процессе тренировок музыканты движутся шаг за шагом, не надеясь сыграть музыкальное произведение с первого раза как следует. Параллели с изучением языков (сложной грамматикой или трудными словами, или сложностями в произношении…) - очевидны.

Правило здесь простое: благодаря регулярным тренировкам всё становится легче.

В случае Olly - у него случались проблемы с самодисциплиной (и в музыке, и в языках), и он показывал результаты хуже, чем его более дисциплинированные коллеги.

В общем, музыкальный опыт Olly в детстве - дал ему отличную базу, как следует тренироваться.

3. Выступления и готовность ко всему

В музыке, если вы ошиблись на тренировке - вы можете вернуться и сыграть элемент правильно. А в концертном зале у вас нет такой возможности. Поэтому доведение воспроизведения до безошибочности/беглости - это навык более высокого уровня (по сравнению с просто умением сыграть то или иное произведение). Вы отслеживаете свои ошибки и целенаправленно их устраняете, методично тренируясь.

В языках вы редко тренируетесь так тщательно. Но, изучение языка - это выступление (у Olly было множество ситуаций общения на изучаемых языках, когда по ощущениям - это было выступление: в Бразилии, Гонконге, Японии…)

Olly - интроверт, и комфортные публичные выступления - не его сильная сторона (хотя ему говорили, что по его видео складывается противоположное впечатление - и он считает, что это и есть результат музыкальной подготовки к выступлениям).

Время от времени у Olly (во время общения на иностранных языках) возникало ощущение, что это какая-то отдельная персональность в нем сейчас говорит. Он думает, что именно об этом спрашивают люди, задавая вопрос “В вас существуют отдельные персональности для иностранных языков?” (а музыкальная подготовка к выступлением - умение эмоционально отстраняться - как раз и явилась основой подобных ощущений). Ответ Olly касательно “языковых персональностей” - определенно, “да”.

Заключение

Для Olly - изучение языка, это навык и искусство, а не “предмет”, как это часто бывает в классических системах обучения. Для успешного изучения языка мотивация, эмоциональность, самодисциплина - имеют не меньшее значение, чем словарный запас и грамматика. И музыкальный опыт в этом сильно помогает.

А что делать, если вы не музыкант? Ничего страшного: все те навыки, которые ставятся в музыкальных тренировках (точно так же, как и в языковых) - их можно натренировать.

В конце статьи Olly попросил читателей поделиться их опытом взаимосвязи музыкального и языкового обучения, вот самые интересные комменты:

Elfin Waters: была музыкантом, и никогда не замечала, чтобы музыка помогала в изучении языков. За исключением “чувствования” мелодики каждого языка. А вот у ее учеников (изучающих языки) - другая история: музыкальная подготовка позволяла им гораздо точнее копировать (mimic) интонации изучаемого языка. Хотя некоторые из ее лучших студентов - не имеют музыкальной подготовки. При том что сама она фокусируется на навыках слушания и произношения (в обучении языкам).

Dallas Smith, который играет на нескольких музыкальных инструментах, проводит параллели между освоением нового музыкального инструмента и изучением еще одного иностранного языка.

Laurie Hughes Nation, которому мама говорила, что ничего удивительного в том, что ему легко даются математика и музыка, т.к. это языки, а у него талант к языкам.

Sarah Barret изучает языки с помощью пения (Mandarin Chinese).

Douglas Lusby оценивает (по аналогии) влияние курсов актерского мастерства на изучение языков:

  • желание говорить на изучаемом языке и отсутствие страха выглядеть глупым;
  • вбирание в себя “культуры и голосов” целевого языка и освоение манер и акцента.

И там еще стена комментов, кому хватает английского - ссылка на оригинал в начале поста. Но, больше особо никто нетривиальных вариантов связи между музыкальной и языковой тренировками не привел. Можете отписываться о своем опыте в комментах.

У меня “в активе” есть несколько лет музыкальной школы, но это было очень давно, и я сейчас ни на каких музыкальных инструментах не играю (хотя надо бы восстановить навыки :) ).

Слух - да, но тут опыт у меня схожий с Olly: я начал изучать языки одновременно с музицированием, поэтому не с чем сравнивать.

Умение тренироваться - я бы такой прямой параллели не проводил: всё же в музыке более длительное/тщательное прорабатывание каждого элемента, чем в языковых тренировках. Но, какие-то аналогии срабатывают: между гаммами и матрицами “по Замяткину”, например. Хотя здесь накладывается опыт в единоборствах…

Навык публичных выступлений - ну, тут у меня на (небольшой) опыт музыкальных выступлений накладывается опыт проведения презентаций, мастер-классов, выступлений на конференциях, переговоров… так что мне трудно выделить, что какой вклад внесло.

В общем, если бы не было музыкального опыта, наверное, в качестве “пререквизита” к изучению языков я бы проходил курсы D.Burge по относительному слуху (в первую очередь) и по абсолютному слуху (во вторую). Более того, если появится время - я так и сделаю :)

4
693.142 GOLOS
На Golos с December 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые