[ТЕКСТ-ДРАЙВ] Как написать хорошую статью. Часть 3
Приветствуем вас, уважаемые читатели. Сегодня мы продолжаем цикл постов о том, как написать хорошую статью. Понятно, что определение «хорошая» для каждого будет своим. Для кого-то это статья, содержащая новые сведения, для другого человека — та, которая натолкнет на размышления, даст «пищу уму». Для третьих — способная развеселить, и так до бесконечности.
Прежде всего, эти тексты будут интересны людям, которые никогда не вели своих блогов и испытывают «благоговейный трепет» перед белым листом бумаги на мониторе. Но, может быть, и те авторы, которые блистательно пишут «по наитию», найдут что-то новенькое для себя в этих постах. Мы очень хотели бы, чтобы это было так.
Часть 1. В первой части мы поговорили о том, какие вопросы нужно задать себе перед созданием текста, а также коснулись жанровых групп, определив три большие группы: информационную; аналитическую; художественно-публицистическую.
Часть 2. Во второй части мы рассмотрели общую структуру текста, которую можно трансформировать в зависимости от его жанровой принадлежности. Мы выяснили, что текст может состоять из заголовка, лида (вводный абзац), основного содержания, которое также может делиться на несколько частей, перемежаясь "врезками" и, наконец, заключения.
Сегодня побеседуем о возможной структуре материала в каждой из групп. Логично начать с информационных текстов. Перед блогером, желающим поделиться интересной новостью (напомним, мы понимаем «новость» в самом широком ее значении — он факта до опыта) всегда встает дилемма:
Как написать материал так, чтобы, узнав основную новость из заголовка или лида, читатель остался на странице?
И вот здесь нам поможет продуманная структура. Посмотрим, что получится, если мы используем классическую схему построения статьи. Обратим особое внимание на заголовок — поскольку в новостным материалах правильно составленный заголовок — это ключ к успеху.
ЗАГОЛОВОК В ИНФОРМАЦИОННОМ МАТЕРИАЛЕ
У нас есть новость, которую нам не терпится сообщить читателям. Прямо хочется разместить ее в заголовок, он получится сенсационным, и каждый человек прочитает наш текст. Так ли это на самом деле?
Поскольку мы задаем этот вопрос, вероятно, вы уже догадались, что все ровно наоборот. И когда мы «выдаем нагора» все наши пряники уже в заголовке, то читатель прочитает его, узнает что хотел — и уйдет. А зачем ему больше? Он ведь уже в курсе?
Значит, заголовок должен быть «хитрым». С одной стороны, ему «положено» ввести читателя в курс дела быстро и сразу, с другой — не договорить те нюансы, которые и составят самый «смак» нашего сообщения.
Существует несколько типов классификаций заголовков и масса интересных приемов по их составлению. Сам процесс придумывания чрезвычайно увлекателен — мы посвятим этому отдельную статью.
Итак, нам нужно научиться «сообщая, не сообщать». Парадокс, но это срабатывает в большинстве случаев.
О способах составления заголовков написаны тонны книг. И все равно авторы мучаются и ломают копья. Нужно иметь особенное чутье, но, даже если его нет — то всегда можно развить в себе навык составления ярких, «цепляющих» заголовков, которые иногда даже переходят в обыденную речь как «крылатые фразы». Хочу, чтобы мы научились это делать!
Чуть позже мы поговорим о типах заголовков и о способах их «придумывания».
А пока небольшое «домашнее задание» — после того, как вы написали пост, попробуйте придумать ему несколько разных заголовков: смысловой или фактический (сообщающий читателю основное содержание текста), образный («играющий» на чувственном восприятии читателя, учитывающий его репрезентативную систему) и заголовок - клише (основанный на прочно устоявшихся в сознании читателя речевых оборотах). Сравните, как меняется восприятие текста.
Названные варианты заголовков (и некоторые другие) мы будем разбирать в следующем посте.
Приходите на текст-драйв! С вами @ladyzarulem