Histart, №3: Добраться до небес. Миссия невыполнима.

Сегодня в рубрике хистарт мы познакомимся с картиной известного голландского художника Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня», которая была написана в 1563 году. Как и прошлая картина с тремя философами башня имеет очень много самых различных интересных трактовок и ссылок на актуальные проблемы нашего времени. Поехали.

Источник изображения
Для начала по нашей классической схеме немного поговорим о биографии художника и историческом контексте. Питер Брейгель Старший родился примерно в 1525-30 гг. (точная дата, к сожалению, неизвестна) в маленькой деревушке на севере Голландии, которая на тот момент ещё являлась колонией Испании. Трагические события борьбы родины за независимость позже оставят сильнейший отпечаток на самом плодотворном периоде творчества мастера, когда он создаст известные сегодня всему миру шедевры. Впрочем, его жизненный и творческий путь не был длинным – Брейгель прожил всего около 40 лет, создав лучшие произведения в последние 6 из них. Ещё меньше промежуток времени у документально сохранившихся фактов - первые официальные сведения о Питере датируются периодом, когда ему было уже за 20. Они связаны с тем, что молодой человек упоминается среди учеников Питера Кука ван Альста – известного голландского живописца и издателя. С семьей наставника у него было очень хорошие отношения, которые потом переросли в свадьбу с одной из дочерей. В 1560-х молодожёны переехали в Брюссель, где было полно богатых вельмож, а соответственно была возможность показать себя и свой талант. Это подтолкнуло Брейгеля наконец перейти к классической живописи – и выбор, как оказалось, был сделан правильный (До этого он специализировался преимущественно на графический работах, гравюрах). Однако в 1569 году мастер неожиданно умирает. У него остаются двое маленьких сыновей, которые затем продолжат художественную династию. Именно поэтому есть Брейгели Старший и Младшие.


Источник изображения
Интересно, что Брейгель имел прозвище «Мужицкий», потому что основной тематикой его работ была жизнь обычных голландских крестьян. Таким образом художник стремился протестовать против испанского господства, изображая в первую очередь представителей нации. Сами собой напрашиваются параллели с белорусским национальным движением.

Ну а теперь перейдём к картине! Прочитав название «Вавилонская башня», многие из вас, наверное, подумали, что уже где-то слышали это сочетание. Да, действительно, это выражение пришло к нам из знаменитого библейского придания, которое рассказывает, почему люди разговаривают на разных языках.

Как-то в Месопотамии (в районе рек Тигр и Евфрат) заметили, что кирпич, попавший в огонь, приобретает прочность камня. И люди, научившись делать обожженный кирпич, решили построить первый на земле город, а в нем — огромную башню, которая своей вершиной доставала бы до неба (его в то время считали твердым!). Башня должна была прославить имя строителей и служить ориентиром для путников. Строители собрались вместе, и работа закипела: одни лепили кирпичи, другие их обжигали, третьи подвозили кирпичи к месту строительства, четвертые сооружали этажи башни, которая поднималась все выше. Увидев громадную строящуюся башню, Бог встревожился, как бы люди и в самом деле не взобрались на небо и не натворили чего-нибудь. Он сказал себе: “Вот один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что надумали делать”. Бог сошел вниз и смешал языки людей — они перестали понимать речь друг друга. Строительство не могло продолжаться, башня была брошена неоконченной, а люди разбрелись оттуда по всей земле. Город, где строили башню, назвали Вавилон (“смешение”), так как Бог смешал там языки.

Возникает естественный вопрос. А что, собственно, здесь может быть непонятным? Вполне себе конкретный библейский сюжет. Однако всё не так просто, как кажется с первого взгляда. Мы не зря разобрали с вами исторический контекст, потому что именно он проявляется здесь во всем своем многообразии. Питер Брейгель Старший смешивает в своём произведение буквально всё, что волновало поколение европейцев, живших в период написания картины.


Источник изображения

На этой карте рубежа эпох (Средневековья и Нового времени) вы видите не что иное, как территории империи Габсбургов. В её составе мы находим и Голландию. Очевидно, что правление династии объединяло самые различные регионы Европы с часто абсолютно разными культурами и традициями. Соответственно, мы можем провести параллели с вавилонскими языками. Отсюда происходит самая первая глобальная трактовка картины. Все империи когда-нибудь разваливаются. То же самое произошло и здесь. К тому времени все в Европе уже понимали, что как раньше никогда не будет. Раскол Габсбургов – лишь вопрос времени. Именно поэтому башня Брейгеля в данном случае символизирует всю империю, которую вместе строили европейские народы. На картине она уже разваливается. Вроде бы по логике вещей строительство должно продолжаться на верхних ярусах – но, как мы видим, предел, точка невозврата была достигнута. Строители проводят свои работы в основном на нижних этажах, стараясь исправить свои многочисленные ошибки и удержаться хотя бы за что-нибудь. В итоге пузырь лопнул. После отречения императора Карла V система не выдержала и развалилась.

У произведения Брейгеля Старшего существует и менее глобальная – региональная трактовка. Дело в том, что в то время голландские портовые города переживали небывалую экономическую активность. Именно сюда стекались торговые потоки со всего мира. В городах-базарах люди с большой опаской и недоверием относились друг к другу, беспокоясь за свою безопасность. Их не объединяли ни язык, ни культура, ни религия. Хаотичная, тревожная атмосфера сеяла страх и отчаяние среди местных жителей. Согласитесь, тема очень актуальная для сегодняшней Европы в том числе. Голландские художники того периода чаще других использовали в своих работах сюжеты из вавилонского предания.

Разобравшись с версиями масштабными, переходим к более конкретизированным фактам. Обратите внимание, что наша «Вавилонская башня» имеет много сходств с римским Колизеем. Известно, что в начале нашей эры в стенах последнего римские императоры устраивали жестокие расправы над христианами. Их выводили на арену для растерзания хищными зверями. Питер Брейгель Старший таким образом хотел показать, что габсбургские католики, которые насаждают взгляды своей конфессии в протестантских Нидерландах, ничуть не лучше правителей Рима.


Источник изображения
Более того, в центре своего полотна Брейгель помещает замок Святого Ангела. В Средник века именно это здание было главной резиденцией римских пап. Их признают католики, но не протестанты!

Источник изображения

Идём дальше. В левом нижнем углу мы видим некого монарха в европейской одежде. Этот образ требует более подробного описания. Если, опять же, обратиться к вавилонским преданиям, то был когда-то такой царь Нимрод (некоторые историки считают, что под легендарным мифическим персонажем может скрываться вполне реальный царь Хаммурапи, сделавший очень много для разностороннего развития Вавилона). Нимрод запомнился вавилонянам как очень жестокий, бессердечный и горделивый правитель. Именно его инициативой была постройка вавилонской башни. Наш голландский художник специально изображает его в европейской одежде, чтобы показать нам деспотичного Карла V габсбургского, как бы насмехаясь над ним и его несостоявшейся империей.

Источник изображения
Интересно, что каменщики опускаются на оба колена, как было принято на Востоке (в европейских странах обычно становились на одно колено).

Следующие элементы будут очевидны без пояснений, если присмотреться повнимательнее. Во-первых, это эволюция технических инструментов. Брейгель говорит, что при другом управлении развитие могло бы быть более интенсивным. На нижних ярусах рабочие переносят материалы с помощью собственных рук, на средних используются различные жерди-носилки, на этажах повыше можно заметить более продвинутое использование системы подъема с помощью блоков и веревок, а еще выше – целые краны! Как вообще можно так нормально работать...

Во-вторых, на фоне этого всеобщего смятения примечательны корабли с опущенным парусами. Во многих культурах (это, кстати, объединяет людей на картине) символизму парусников придавалось особое значение – корабль с поднятыми парусами приносит счастье и удачу, в противном случае в жизни возможны трудности и сильные разочарования. Безусловно, в нашем случае корабли полностью отвечает всеобщему настрою.

Вот мы и рассмотрели одну из самых известных картин Питера Брейгеля Старшего. Как вы могли убедиться, исследование картин - это крайне интересный процесс, на котором никогда нельзя поставить точку!

PS: Голландский художник тоже не смог поставить точку на этой теме. На самом деле он написал сразу три картины, посвященные вавилонской башне. Сохранились, к сожалению только две. Вторая картина не получила такой популярности, как первая, однако она тоже заслуживает внимания. Делитесь в комментариях своими впечатлениями!

Источник изображения

образованиеисторияголосискусствоарт
25%
2
21
0.568 GOLOS
0
В избранное
minsk95
На Golos с 2017 M08
21
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые