Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
minsk95
7 лет назад

Histart №8: Последний день Помпеи - вне времени и пространства!

В чем сущность человеческой натуры? Где границы исторических эпох? Какие ценности и качества вечны для людей? Об этом читайте в хистарт-обзоре всемирно известного полотна русского художника Карла Ивановича Брюллова "Последний день Помпеи"!

Этот шедевр, конечно же, в свое время видел каждый из наших читателей. Сюжет, реализованный Брюлловым никого не оставит равнодушным! Эмоции переполняют зрителей, которые будто-то бы сами окунаются в страшную атмосферу. В то же время ощущения ужаса вовсе не являются для автора главными. В первую очередь художник изображает идеальных людей, которые даже в самых удручающих обстоятельствах сохраняют свою необыкновенную красоту, благородство, мужество и высокие порывы. Важную роль, как в поэтических произведениях, играют так называемые цветопись и звукопись, без которых невозможно было бы так точно преодолеть преграды времени и пространства!

Пост будет иметь четыре тематических части: о художнике, об историческом контексте, о создании картины и об отдельных персонажах картины.


Источник изображения

Часть 1: Художник.

Перед тем как перейти к описанию истории картины, мы традиционно поговорим о биографии художника. Карл Павлович Брюллов появился на свет в Петербурге в 1799 году в достаточно богатой семье академиков. Будущий великий живописец воспитывался и учился в домашних условиях. Это было связано с очень слабым здоровьем ребенка. До 5 лет он лежал в постели и не мог ходить. Гораздо раньше он начал рисовать. Несмотря на отставание в физическом развитии упорства и решимости Брюллову было не занимать. Он полностью отдавался любимому делу, которое затем переросло в настоящую профессию. С отличием закончив Императорскую академию, Карл получил в качестве вознаграждения стажировку в Италию. Интересно, что во время учебы он отметился чрезвычайной предприимчивостью. Установив "тарифную сетку", Брюллов платно исправлял ошибки в домашних заданиях своих однокурсников.


Источник изображения
Итальянский образовательный вояж предоставлялся талантливому живописцу при условии выполнения ряда условий. Спонсоры заказывали новые картины с отчетом о процессе работы над ними, чтобы потом массово применять данную технологию для обучения в России. Естественно, поездка оставила в памяти мастера неизгладимые впечатления и способствовала всё большему вдохновению. Однажды, когда он отправил одно из своих произведений меценатам, каким-то образом холст в итоге попал к императору - Николаю 1. Российский самодержец был в таком восторге, что незамедлительно пожаловал Брюллову бриллиантовый браслет и сделал ему очередной заказ. Но, как ни странно, исполнение его царю не понравилось. После высказанного императором недовольства Карл Иванович подумал, что он уже достаточно самостоятелен и финансово независим, чтобы отказаться от привязки к своим российским спонсорам. Начинается самостоятельная карьера художника. К слову, именно в этот период он пишет "Последний день Помпеи". Шедевр принес автору колоссальную знаменитость в Европе. В Петербурге его срочно ждали с чествованием. По дороге, через Грецию и Турцию, художник серьезно заболел, но все-таки прибыл к месту назначения. В 1836 году ему досталась высокая должность в Академии художеств, где он и преподавал до конца дней своих. Это длилось всего лишь около 13 лет. Дело вот в чем. В российской столице тогда начали возводить Исаакиевский собор, естественно, пригласили Брюллова. Его здоровье и так было шатким, а тут еще постоянная работа на сквозняке. Петр Иванович подхватывал всё новые заболевания и однажды не смог продолжать проект. В 1950-м году он отправляется на лечение в Италию, где и умирает в возрасте 52 лет, оставив для потомков огромный пласт художественного наследия.


Источник изображения

Часть 2: Исторический контекст.

Итак, очевидно, что "Последний день Помпеи" имеет абсолютно конкретную историческую основу. Помпейская катастрофа стала величайшим бедствием, произошедшим в Италии в 79 году. По легенде Помпеи были уничтожены таким сильным извержением вулкана, какого ни до этого, ни после никогда не наблюдалось в истории человечества. На карте ниже мы можем видеть карту поражения природной стихией, порожденной Везувием.


Источник изображения

До извержения Помпеи были одним из крупнейших торговых центров полуострова. Город, основанный в 4 веке до нашей эры племенем осков, уже ко второму столетию стал примером бурного экономического роста. Этому в основном способствовала налаженная система экспорта вина и масла. Помпеи представляли из себя настоящий мегаполис в историческом понимании. Банки, театры, бани, рынки, храмы, научные комплексы - всё здесь имело место. ...как и опасность внезапного извержения вулкана (не менее 1300 метров над уровнем моря). Образованные жители это прекрасно понимали, но население города лишь увеличивалось. Почему? Да всё просто - во все времена люди хотят прилично зарабатывать, чтобы позволить себе определенные прихоти. Так и помпейцы: ну и что, что вулкан, - он, конечно, большой и страшный, но нас это не коснется, где ещё мы найдем такую плодороднейшую почву? И сейчас самое интересное - на протяжении 17 лет до извержения Везувия, начиная с 62 года, Помпеи переживали регулярные землетрясения, приносившие городам региона значительные разрушения. Как вы думаете, кто-нибудь пошевелился, чтобы найти новое место жительства в более безопасных условиях? Единицы! В Помпеях по-прежнему продолжалось строительство новых крупных центров науки и торговли.

Источник изображения

24 августа 79 года людям пришлось всё-таки распрощаться с розовым очками. Посреди обычного солнечного дня, когда все были заняты своими делами, в небе внезапно появилось огромное белое облако. Оно поднималось и на определенной высоте с большой скоростью скатывалось вниз. Всё вокруг заглушал сумасшедший грохот, сопровождавшийся непрекращаемыми подземными толчками. Некоторым казалось, что наступил настоящий конец света. В несколько мгновений были разрушены здания жилых домов, рынки, памятники и дворцы. Это было только началом. 12 часов подряд на Помпеи сходила огненная лава, не щадя никого. Более того - непонятно откуда взялся сильный ливень, породивший огромные грязевые потоки, которые тоже шли на город. Практически никто не смог спастись. Судьба города была предрешена. Солнце осветило мертвое поселение 27 августа 79 года. После этого Везувий успокоился и извергался около 8 раз. Однажды, наткнувшись на остатки древнего города с богатейшей культурой, историки были просто поражены, обогатив в результате свои знания о прошлом во многих областях. В самих Помпеях же решили ничего не менять - оставить людям как естественное напоминание об истинной власти на земле. Согласитесь, вид впечатляет.


Источник изображения

Часть 3: Создание картины.

Теперь мы наконец-то можем перейти к следующей важной части нашего описания. Как же создавалась картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи". В первой части мы говорили, что художник был отправлен российскими меценатами в образовательную поездку по Италии. Безусловно, в маршрут включили и Помпеи. Визит состоялся в 1830 году. Как оказалось - это наложило отпечаток не только на творчество отдельного человека, но и на культуру целой эпохи. Брюллов был настолько поражен масштабом помпейского бедствия, что прямо на месте начал делать самые первые зарисовки с целью сразу запечатлеть неповторимые сильные эмоции. Здесь, на улицах древней Помпеи, рождался основной замысел картины. Об этом мы, опять же, говорили в самом начале. Даже в самых сложных ситуациях, на грани жизни и смерти помпейцы не теряли лучших своих качеств, сохраняя до последнего в первую очередь человечность. Однако, что претворить свои планы в реальность, художнику предстояло решить сложнейшие задачи. Во-первых, Брюллов читает исторические материалы, делает зарисовки испуганных животных, изучает рисунки античной одежды и зданий. Вот некоторые зарисовки:


Источник изображения


Источник изображения

Карл Иванович массово набирает кандидатов для натуры и проводит жесткий отбор. К прошедшим в финал кандидатам предъявляются, казалось бы, невыполнимые условия. Они должны были, как и художник, полностью отдаваться работе и жить тем самым страшным днем 24 августа 79 года. Брюллов настоятельно требовал почувствовать ужас, страх и одновременно готовность проявить мужество ради спасения ближних. 3 года писалось полотно. Мастер мог забыть о еде, о выходах на улицу, но о Помпеях - ни на миг. Иногда его без сознания (от переутомления) находили лежащим у своего творения. Без помощи художник не мог подняться. Но на следующий день он непременно продолжал работать, работать и работать. Окончив картину... Брюллов остался крайне недоволен результатом. По его замыслу люди должны были словно выходить из холста, а на полотне они не имели нужной рельефности. «Целые две недели, — говорил Брюллов, — я каждый день ходил в мастерскую, чтобы понять, где мой расчёт был неверен. Наконец мне показалось, что свет от молнии на мостовой
был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена».

Часть 4: Об отдельных персонажах картины.


Источник изображения

В финальной главе статьи мы познакомимся с выделяемыми группами героев, изображенных в "Последнем дне Помпеи". На самом деле Карл Иванович Брюллов в каком-то смысле создал трилогию психологических состояний, отраженных в разных персонажах. Мы можем отдельно рассмотреть несколько планов - левую и правую часть картины, а также передний план.

1.Мысль о красоте человеческой натуры и величии жизни, победе над смертью в левой части картины.


Источник изображения
Люди, изображенные в этом фрагменте не чувствуют страха. На их прекрасных лицах можно лишь прочесть встревоженное ожидание. Помпейцы пытаются удержать падающие камни, женщина-мать в последний раз обнимает дочерей, мужчина прикрывает жену и ребенка. Интересно, что в этой части картины Брюллов поместил свой автопортрет в образе художника, спасающего ящик с кистями и красками.


Источник изображения

2.Мысль о благородстве, мужестве и высоких человеческих поступках отражена в правой части картины.


Источник изображения
В этой группе персонажей тоже можно выделить соответствующие подгруппы. Во-первых, это два сына, несущие на руках своего отца, во-вторых, известный политик Плиний с матерью (Плиний - один из немногих уцелевших, именно по его воспоминаниям работал Брюллов) и, в-третьих, сюжет с молодой семьей - муж поддерживает падающую от изнеможения жену.

3.Мысль о гибели античной цивилизации в передней части картины.


Источник изображения
Фигура молодой женщины, лежащей на земле после падения с колесницы, а рядом с ней образ младенца символизируют окончание доминирования старого античного мира и огненное рождение нового начала, которому предначертано стать основой новой цивилизации, сохранив лучшие традиции и учитывая ошибки прошлого. Этот сюжет очень любил Николай Васильевич Гоголь.

При цельном анализе картины некоторые исследователи утверждают, что "Последний день Помпеи" имеет ярко выраженную религиозную окраску. А именно ими подразумевается победа христианства и поражение язычества.

Таким образом, сегодня мы познакомились с монументальной картиной Карла Ивановича Брюллова, который, благодаря своему необычайному таланту, сумел изобразить чрезвычайно сложный сюжет, где переплетаются не только важные исторические мотивы, но и глубокие философские вопросы о сущности человека!

0
259.074 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые