Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
rebeka
6 лет назад

Древнегреческий симпозиум. Особый феномен греческой культуры или оправдание распущенности?

Пир Платона // Художник  Фейербах Ансельм,  1869. 

Слово "симпозиум"в русском языке появилось во второй половине XIX столетия. Со временем слово стало использоваться в трех значениях. Первое – совещание по какому-либо определенному (обычно научному) вопросу. Второе – конференция, как правило, международная, по актуальной научной проблеме. Третье – форма учебного занятия. В русский язык слово перекочевало с латыни, а уже римляне позаимствовали его у греков. Дословный перевод слова "симпозиум"с древнегреческого - выпить в компании. 

Не секрет, что древние греки любили устраивать вечеринки с танцами и напитками по разным поводам и без оных. Повод для празднования мог быть любой: день рождения, встреча дорогого гостя, заключение брака. Однако, такого характера торжества не должны быть перепутаны с симпозиумом (или symposion) - очень значительным аспектом древнегреческой жизни. Это было своеобразное ритуализированное пиршество, которое обычно происходило в частных домах. На симпозиум греческие мужчины собирались для большего, чем просто выпить, поесть и весело провести время.

Значение симпозиума в древнегреческом обществе 

С самых древних времен симпозиум составлял важную часть жизни общества. О социальной и культурной важности симпозиума можно сделать вывод исходя из того, что ему посвящены отдельные литературные труды, такие как "Пир" Платона, "Пир" Ксенофонта и элегии Феогнида Мегарского. Самым известным в истории является симпозиум, о котором рассказал Платон в своей литературной работе "Пир", представленной читателю в форме диалога. Точная дата написания неизвестна, приблизительно 385 – 370 до н.э. Застолье происходит в Афинах, в доме известного в то время трагика Агафона. В нем принимают участие семь человек, которые восхваляют бога любви Эроса. Основной спор происходит между философом Сократом, комедиографом Аристофаном и прославленным политиком и полководцем Алкивиадом. За расслабляющей чашей изысканного вина, после обильной трапезы, пирующие неспешно рассуждают о благе и любви. Каждый из присутствующих произносит собственную речь, которую Платон облекает коротким вступлением и заключением. 

 Сократ вырывает Алкивиада из объятий гетеры Аспазии //Художник Ж. Б. Реньо, 1785.

Широко изученная работа Платона используется современными историками в качестве достоверного источника, позволяющего понять жизнь в древних Афинах и взгляды древних афинян на человеческую сексуальность, и показывающего, что симпозиум являлся у древних эллинов особой формой коллективной коммуникации и важным социальным институтом.

Что на самом деле происходило во время симпозиума?

Собираться на симпозиум могли только мужчины высокого социального статуса. Единственные женщины, которые могли принимать в нем участие, были гетеры -  великолепные, высокообразованные и изящные куртизанки, которые были обучены танцам и музыке. Пирующие обычно возлежали на специальных ложах — апоклинтрах. Эти кресла-лежанки были сооружены таким образом, что участникам трапезы совсем не нужно было двигаться. Они опирались на левую часть тела. В комнате находилось семь - пятнадцать таких лежанок с подушками и низкие столы. Множество таких комнат были найдены во время археологических раскопок во внутренних параметрах построек, но самое лучшее представление о комнатах для симпозиума дают прекрасно сохранившиеся фрески в так называемой "Гробнице ныряльщика", обнаруженной в Пестуме в 1968 году.

На этом аристократическом собрании мужчины ели и пили вместе, вели разговоры, шутили, декламировали стихи, слушали музыку. Все это происходило в веселой и дружественной атмосфере. На симпозиумах была популярна игра "коттаб", в которой винные остатки выплёскивались на блюдо, которое называлось коттабий, размещённое на подставке или плавающее в воде. Вино должно было лететь по наиболее крутой траектории, не проливаться мимо цели и при попадании на блюдо издавать громкий звук. Эта сцена часто изображается на античных сосудах. 

Пиршество обычно начиналось вечером, хотя приготовления, такие как выбор вина, приглашение музыкантов, танцоров происходили в течение предыдущих дней. 

Древнегреческая куртизанка Фрина //Художник Хосе Фраппа, 1904.

Для организации вечеринки из присутствующих выбирался распорядитель, который назывался симпосиарх. От удачного выбора симпосиарха зависело многое. В его задачу входило определять тематику беседы и следить за количеством выпитого вина.  Древние греки разбавляли свое вино водой. Они считали, что подобная практика делала их выше варваров. Симпосиарх определял пропорцию воды к вину, и слуги смешивали жидкости в сосуде, который назывался кратером. Для зачерпывания из кратера использовался кувшин, внутри которого было ситечко для очистки вина при розливе его в чаши. Для придания вину аромата в него добавляли мелко измельченную гвоздику. Пили вино из огромных бокалов, которые были разрисованы сценами из попоек и оргий.

Древнегреческий дизайн кувшина, изображающий социальную сцену

Никто не оставлял симпозиум совершенно трезвым

Как ответственный распорядитель, отвечающий за питье, симпосиарх старался изо всех сил избегать опьянения посетителей, так как скопление множества пьяных мужчин в одном месте могло закончиться дракой, что бросило бы тень на его репутацию. Если хотя бы один человек оставлял симпозиум совершенно трезвым, то это тоже не считалось хорошим признаком. Существенное золотое правило для проведения симпозиума забавно описано в пьесе "Дионис" греческого поэта Эбулоса:

 "Для разумных мужчин я готовлю только три кратера: один для здоровья (который они пьют сначала), второй для любви и удовольствия и третий для сна. После того, как третий истощен, мудрецы идут домой. Четвертый кратер не является моим - он принадлежит плохому поведению; пятый для крика; шестой для грубости и оскорблений; седьмой для поединков; восьмой для ломки мебели; девятый для депрессии; десятый для безумия и бессознательного состояния".

Греки умело наслаждались жизнью. На симпозиумах подавалась изысканная еда. Легкие вина будоражили кровь. Завязывались интересные философские беседы. Слух услаждала сладкая музыка флейтисток. Не забывали сотрапезники и о плотских утехах. Именно для этой цели на вечеринке присутствовали гетеры.

111
61.592 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые