Американский спорт как успешная бизнес-модель
Профессиональный спорт в США – это, прежде всего, шоу. Он спланирован, как шоу, функционирует, как зрелище, и подчинён законам шоу-бизнеса. Как и у любого шоу в современном мире, у него есть чёткие цели в бизнесе, а успех любого вида спорта зависит от его популярности и от умения менеджеров делать деньги. Спортивные команды, входящие в популярные лиги (американский футбол, бейсбол, баскетбол, хоккей, волейбол, соккер и пр.) – это лишь видимая верхушка айсберга. За их спиной спрятан труд огромного количества профессионалов высочайшего класса: менеджеров, представителей пиар-служб и маркетологов. Спорт ведёт непрекращающуюся борьбу за умы/кошельки зрителей, а противостоят ему в этом другие виды шоу-бизнеса, поглощающие время и внимание: Голливуд (кинопроизводство), Бродвей (театральные постановки), Лас-Вегас (игровая и зрелищная столица Америки), геймерская индустрия, поп-музыка и т.д.
Годовой оборот мировой спортивной индустрии в 2015 г. оценивался в $145 млрд. Речь идёт, прежде всего, о спорте высших достижений – где собираются гигантские телевизионные аудитории и заполняются громадные арены, где выплачиваются заоблачные призовые и заключаются многомиллионные контракты.
Исторически так сложилось, что в США наиболее популярны четыре командных вида спорта: американский футбол, бейсбол, баскетбол и хоккей с шайбой (перечислены в порядке популярности и любви зрителей). Все они объединены в профессиональные спортивные ассоциации в Соединенных Штатах (и три из них в Канаде) по этим видам спорта. Соревнования в рамках этих ассоциаций (лиг) удостаиваются огромного внимания общественности и СМИ и рассматриваются среди важнейших спортивных состязаний в мире по соответствующим видам спорта. Все вышеуказанные лиги входят в число наиболее прибыльных спортивных ассоциаций в мире, а спортсмены из разных стран мира мечтают заключить профессиональный контракт с командами из американских лиг, что считается наивысшим признанием мастерства и коммерческим успехом спортсмена.
Источники денег, которые зарабатываются непосредственно в спорте, также универсальны. Сегодня это: продажа медийных прав, продажа билетов на соревнования, размещение рекламы, коммерческие программы (продажа брендированных товаров и пр.), доходы от спортивных достижений (призовые), а также спонсорские вливания.
Все лиги организованы по схожим организационным принципам и законам бизнеса: около полугода длится регулярный чемпионат, в ходе которого отбираются участники плей-офф, построенного уже по кубковому принципу с выбыванием. Матчи плей-офф – кульминация сезона.
Чтобы достичь максимального спроса, у каждой игры должна быть интрига, а ее результат должен быть непредсказуем. Именно из-за непредсказуемости результата, отсутствия чёткого деления на фаворитов и андердогов, интриги до последней минуты в большинстве матчей болельщики сходят с ума от радости, а трибуны ломятся от наплыва зрителей. Наличие свободных мест на 50-ти, 60-ти, 80-ти тысячных трибунах в Америке – нонсенс. До трёх четвертей мест продаются владельцам абонементов сразу на весь сезон, причём задолго до его начала.
Для этого лиги стараются максимально приблизить команды по уровню мастерства друг к другу, вводя несложные, но эффективные правила, которые используются повсеместно. Во-первых, все игроки выходят на драфт (таким образом клубы из сильных спортивных или просто густонаселенных регионов не получают преимущества перед другими). Во-вторых, процедура драфта организована по интересному принципу: первыми право выбора имеют команды из низов турнирной таблицы прошлого сезона, а последними – команды-лидеры и чемпион. Таким образом, слабейшие коллективы получают эксклюзивную возможность усилить состав звёздами первой величины из числа талантливой молодёжи, новичков из студенческого спорта и профессионалов из-за рубежа, на которых обратили внимание скауты («охотники за головами»). Команда-аутсайдер, выбирая на драфте первой, получает возможность за несколько лет создать боеспособный коллектив и выйти в лидеры. Поэтому в американских лигах происходит постоянная ротация и нет устоявшейся «табели о рангах». Почти все лиги используют правила «потолков зарплат» или «налогов на роскошь», что выравнивает возможности команд-участников.
«Потолок зарплат» (англ. salary cap) – максимальная сумма выплат, т.н. платёжная ведомость, разрешенная в каждой команде лиги. Превышение квот на зарплату спортсменов грозит клубу многомиллионными штрафами. Благодаря таким простым правилам более богатые, коммерчески и спортивно успешные клубы не могут получить преимущества и доминировать в своей спортивной лиге (в отличие от европейских лиг, где такого правила нет и ситуация плачевна). Существует и «зарплатный минимум», который не позволяет владельцам команд чрезмерно экономить на выплатах спортсменам, что отсекает неквалифицированные и отсталые команды. Всё это идёт на пользу спортивному принципу и стимулирует конкуренцию среди примерно равных по силе коллективов.
«Налог на роскошь» (англ. luxury tax) – модификация «потолка зарплат», при которой команда теоретически может превысить лимит, но за это на неё налагаются экономические санкции по прогрессивному принципу – чем значимее нарушение, там жёстче санкции. Так, например, в Главной бейсбольной лиге (МЛБ) команда, впервые нарушившая экономические ограничения (учитывается актуальный период за последних 5 лет), должна заплатить в фонд лиги 17,5% от суммы превышения; во второй раз – 30%, в третий, четвертый или пятый раз – 40%.
Превыше всего в американских лигах ценится самоокупаемость и экономическая безопасность – большинство владельцев зарабатывают на клубах, а не меряются ими (как, например, питерский ФК «Зенит» с ген. спонсором «Газпромом»). В экстренных ситуациях лиги временно берут управление клубом в свои руки, спасая его от банкротства, а по завершению сезона команде подыскивается новый владелец и она переезжает в новый город (меняя при этом название), благо при таком подходе выстраивается очередь из желающих купить клуб.
Немаловажным фактором является бескомпромиссная борьба в каждом матче и полное отсутствие «договорняков». Почему в Америке нет проданных матчей, а Европа и остальные регионы мира часто этим грешат – загадка.
Ещё одним ключом к коммерческому успеху являются внешняя привлекательность игры как шоу и капитализация зрительского интереса. Если сравнить европейские хоккей и баскетбол с американскими, то становится очевидной разница, как между небом и землёй. Можно заметить массу отличий в плане подачи игры. В США на всей арене работает яркий свет, зрительно объединяя площадку и трибуны и создавая ощущение праздника на арене. Благодаря этому телевизионный показ матча увеличивает интерес зрителей к походу непосредственно на стадион.
Кроме того, трансляция неизменно ведутся с места событий (буквально руку протянуть до скамейки запасных или тренерского мостика), а около самой площадки работают корреспонденты, которые получают комментарии «из первых рук» и делятся своими наблюдениями, когда организовывается прямое включение. Используются десятки камер, дающие возможность следить за реакцией каждого игрока на поле/площадке на происходящее и получать максимум информации об игровой ситуации; лучше устроена и режиссура трансляций.
В перерывах между таймами, иннингами или периодами проводятся зрелищные конкурсы (например, трёхочковых бросков с дальней дистанции и слэм-данков (двумя руками сверху) в НБА или буллитов (хоккейных пенальти) в НХЛ). Паузы в игре порой интереснее событий, происходящих во время самой игры. Лотереи, розыгрыши, «камера для поцелуев», выступления артистов и танцевальных коллективов, музыкальные мелодии и шлягеры – всё это держит внимание зрителей не меньше, чем события матча. Девушки из группы поддержки репетируют свои выступления не менее тщательно, чем спортсмены тренируют свою игру.
[Канал на youtube – Черный Докторр]
"Камера поцелуев" на матчах Национальной баскетбольной лиги
На каждой игре работают по два комментатора: с гостевой и домашней стороны – они делают акцент на своей команде, и между ними чётко распределены обязанности и эфирное время. Один описывает оперативную ситуацию в игре, изредка высказывая оценочные комментарии происходящего и предоставляет простейшую биографическую и статистическую информацию. Другой занимается анализом матча и стратегий команд, включаясь преимущественно при повторах или паузах в игре. Спортивные трансляции в Америке крайне редко ведутся на общедоступном телевидении (например, только на Рождество зрители США могут посмотреть бесплатно по одному матчу баскетбольной и хоккейной лиг; кроме этого бесплатными бывают матчи «всех звёзд», проводимые раз в сезон по принципу Запад vs. Восток или американцы против легионеров), свои кабельные каналы имеют даже команды университетов и колледжей из небольших местечек, и это, – наравне с развитой торговлей сувенирами и экипировкой, – позволяет владельцам команд зарабатывать на фанатах (фирменная футболка стоит примерно $40-100, бейсболка $25-50). В США доминирует система платных просмотров (pay per view), и ведущие каналы HBO и Showtime заключают контракты с командами, сумма которых завязана на количестве просмотров.
Крупнейшее событие спортивной жизни в Америке – Супербоул. Это ежегодный финальный матч сезона в американском футболе. В этом году он состоялся 5 февраля в Хьюстоне. За главный трофей Национальной футбольной лиги (NFL) боролись "Нью-Инглэнд Пэтриотс" из Фоксборо (Массачусетс) с "Атлантой Фэлконс". Супербоул разыгрывался в 51-й раз, в матче за этот титул встречаются победители двух конференций – Национальной и Американской, которые объединились в середине 60-х годов прошлого столетия в одну лигу, создав один из самых успешных коммерческих проектов в спорте. Матчи за Супербоул имеют наивысший в США рейтинг среди спортивных трансляций, так, в 2016 г. игру между командами "Каролина Пантерз" и "Денвер Бронкос" только в США смотрели 111,6 млн. зрителей, что составляет около трети населения. Учитывая рейтинги трансляции матчей за Супербоул, НФЛ каждый год заключает крупные контракты с разными телекомпаниями – в нынешнем сезоне настал черед CBS. Перерывы между четвертями считаются главной рекламной площадкой на американском телевизионном рынке – размещение 30-секундного ролика стоит порядка $5 млн. Самые дешёвые билеты на Супербоул стоили $800, места в первых рядах и в тех секторах, которые часто транслируются стоили $4-15 тыс. Все медийные персоны Америки буквально дерутся за право сидеть в VIP-ложах Супербоула. Это сродни пропуску в мир избранных, свидетельство того, что у тебя всё "ok". Неотъемлемой частью программы матча за Супербоул являются исполнение гимна США перед игрой и выступление в большом перерыве – на сей раз это почетнейшее право получили соответственно кантри-исполнитель Люк Брайан и певица Леди Гага.
Все эти факторы работают на коммерческую и зрительскую привлекательность спорта, благодаря чему доходы и обороты в спортивной индустрии США постоянно и равномерно растут из года в год, а американские лиги обретают всё большую популярность в мире.